Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФАС разрешила X5 Retail купить "Карусель" с рядом оговорок
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разрешила Х5 Retail Group купить сеть гипермаркетов «Карусель». Но взамен потребовала отменить бонусы, входные билеты и оплату обязательной рекламы.
По расчетам ФАС, после того как X5 присоединит «Карусель», ее доля на рынке Петербурга составит 34,2%, а с учетом строящихся объектов превысит 35%, т. е. ФАС по закону о конкуренции получит право регулировать деятельность компании. Поэтому ФАС сопроводила разрешение на покупку предписанием «о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции».
Опубликованный вчера на сайте ФАС документ включает 14 пунктов, основываясь на которых X5 должна «приобретать товар для последующей его продажи на территории Санкт-Петербурга». Например, ФАС запретила ритейлеру ограничивать поставщиков в продаже товара другим ритейлерам, обязывать поставщиков предоставлять X5 товар «на наилучших условиях», включать в договоры «любые условия», устанавливающие обязанность поставщиков платить за возможность заключения договоров с X5, представленность или доступность товара в магазинах X5, за обязательную рекламу товаров.
Через три месяца после сделки X5 должна будет представить в ФАС единые правила сотрудничества с поставщиками, а также исчерпывающий перечень и стоимость услуг, которые X5 оказывает поставщикам. Через месяц после этого X5 должна будет опубликовать документы на своем сайте. Федеральные договоры с поставщиками в отношении Петербурга X5 должна будет привести в соответствие с предписанием за шесть месяцев, говорит начальник управления ФАС России Тимофей Нижегородцев.
По словам главного исполнительного директора Х5 Льва Хасиса, новые требования ФАС не повлекут за собой каких-либо негативных последствий для бизнеса компании на территории Санкт-Петербурга.
Ритейлеры никогда не разглашают долю дохода, которую им приносят бонусы, входные билеты и прочие преференции, получаемые от поставщиков, говорит аналитик ING Юлия Гордеева. Эти преференции, по ее словам, дают 3-4% валовой прибыли (в 2007 г. у X5 — $1,404 млрд) или 0,5-1% выручки (по словам Хасиса, в 2007 г. совокупная выручка Х5 и «Карусели» на рынке Петербурга превысила $2 млрд).
Поставщики сомневаются, что выполнение предписания ФАС возможно проконтролировать. «Информация о контрактах поставщика с ритейлером остается очень закрытой», — говорит глава крупной компании — импортера фруктов. Чтобы проверить что-то, придется постоянно раздувать скандалы, при любом подозрении о дискриминации обращаясь в ФАС, рассуждает он. А запрет брать бонусы легко обойти, обязав поставщиков подписывать соглашения с левыми фирмами, считает топ-менеджер одной из рыбных компаний. Хасис в ответ обещает, что «разработает взаимовыгодные правила реализации предписаний, никаких трюков нам не потребуется».
Х5 – только начало
После принятия закона «О торговле» ограничения, наложенные на Х5 в Петербурге, будут распространены на все сети, доля которых на локальном рынке превысит 15%, напоминает Нижегородцев из ФАС. X5 Retail Group, продуктовый ритейлер
Выручка (2007 г., МСФО) – $5,32 млрд. Чистая прибыль – $143,75 млн. Акционеры: «Альфа-групп» – 48,6%, основатели сети «Пятерочка» – 21,2%, менеджмент – 6%, в свободном обращении – 24,2%.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?