Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 659
Поделиться
ФАС пройдется по магазинам
Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Кировской области проверит торговые сети на предмет возможного ущемления интересов поставщиков продовольствия. Соответствующее поручение поступило в кировское надзорное ведомство из центрального аппарата. Ритейлеры не опасаются проверок, уверяя, что работают с поставщиками на взаимовыгодных условиях. Эксперты полагают, что масштабную ревизию спровоцировало обсуждение на высшем уровне законопроекта о торговле, но итог проверки будет, скорее, формальным для отрасли, так как анализ не охватит всех сторон взаимоотношений торговых сетей и поставщиков.
О том, что
ФАС
в течение двух месяцев проведет проверку договоров торговых сетей с поставщиками продукции, вчера рассказал начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев. В ходе ревизии специалисты ведомства изучат договорную практику продуктовых ритейлеров с поставщиками молочной продукции, хлебобулочных изделий, мяса, овощей и другого продовольствия в период с 2005 года по первый квартал 2009-го. Господин Нижегородцев пояснил, что поводом для анализа ситуации на рынке послужили ранее проводившиеся аналогичные проверки в Санкт-Петербурге, выявившие многочисленные нарушения. «Теперь наша задача — на уровне субъектов России установить недобросовестные отношения, если таковые имеются. Для этого ревизии будут проводиться выборочно во всех федеральных округах», — пояснил начальник управления ФАС. Кроме Кировской области проверки состоятся также в Липецкой, Воронежской, Свердловской, Новосибирской, Тюменской, Иркутской областях, а также во Владивостоке и Хабаровском крае.
Ритейлеры проверок ФАС не опасаются. Приветствуя действия контролирующего органа по созданию условий для свободной конкуренции, менеджер по связям с общественностью в регионах Х5 Retail Group Владимир Русанов отметил, что в их компании все договоры заключаются на добровольной основе и «нет ни одного документа, подписанного кровью». «Мы не опасаемся проверок, потому что работаем с поставщиками на взаимовыгодных условиях: у нас нет платы за полку, а закупки некоторых товаров осуществляются по результатам электронных торгов. Поэтому процедура выбора поставщика при таких покупках абсолютно прозрачна», — добавила представитель компании «Лента» Светлана Афанасьева. По ее словам, подобные проверки ФАС проводит регулярно и интерес надзорного ведомства к продуктовому ритейлу не случаен: «Уровень конкуренции в торговой сфере намного выше — в рознице крупные игроки не контролируют и 10% рынка».
Старший аналитик ИК Mint Yard Capital Андрей Верхоланцев отмечает, что очередную волну ревизий продуктового ритейла страны со стороны ФАС спровоцировала дискуссия вокруг законопроекта «О государственном регулировании торговой деятельности в РФ», состоявшаяся 24 июня 2009 года с участием премьер-министра Владимира Путина, который по итогам обсуждения лично посетил один из московских магазинов «Перекресток» и изучил цены на продовольствие.
Юрист
коллегии адвокатов «Юков, Хренов и партнеры» Степан Гусак поясняет, что итогом проверки ФАС может стать привлечение ритейлеров к административной ответственности: «Если будет доказано, что тот или иной договор торговой сети с поставщиком противоречит закону „О защите конкуренции“, последует санкция, предусмотренная Кодексом об административных правонарушениях. В частности, ст. 14.32 КоАП, запрещающая заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, предусматривает административный штраф юридических лиц от 0,01% до 0,15% выручки». Андрей Верхоланцев считает, что итоги очередной ревизии надзорного ведомства будут, скорее, формальными, так как проверка не раскроет «всей картины взаимоотношений двух сторон»: «За кадром, как правило, остаются такие вопросы, как неразвитая логистическая сеть в России, высокие тарифы на услуги ЖКХ, из которых складываются издержки торговых сетей. Вопрос надо решать комплексно».
Елена Евсеева, КоммерсантЪИнтервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.