Декоративное изображение
2 739

Поделиться

ФАС присмотрит за «Яндекс.Маркетом»

Поведением интернет-агрегаторов займется рабочая группа

Помирить производителей, торговые сети и интернет-магазины с агрегаторами товаров, такими как «Яндекс.Маркет», взялась Федеральная антимонопольная служба ( ФАС ). Вместе с участниками рынка электронной торговли она создаст рабочую группу, чтобы разработать правила допуска магазинов и товаров к базе агрегаторов объявлений.

В пятницу состоялось заседание экспертного совета ФАС. Обсудить взаимоотношения производителей, торговых сетей и агрегаторов собрались «Яндекс», Rambler & Co, «Связной», Enter, Ozon, eBay, Canon, Samsung, РАТЭК, «Общественная потребительская инициатива» и другие. Как уже сообщал “Ъ”, претензии к агрегаторам неоднократно предъявляли ритейлеры. В частности, Ассоциация компаний розничной торговли России ( АКОРТ ) весной предложила, чтобы информационные посредники несли ответственность за нарушение прав потребителей при продаже товаров в сети. Большинство из посредников превратились в «биржу по торговле серым товаром», который ввозится в Россию без согласия правообладателей и зачастую без уплаты в полном объеме таможенных пошлин (подробно см. “Ъ” от 11 апреля).

Как заявил в пятницу Илья Ищук, представлявший Ассоциацию компаний интернет-торговли ( АКИТ ), коммерческие посредники – электронные торговые центры, аккумулирующие информацию о предложениях (к ним он отнес такие площадки, как «Яндекс.Маркет», Price.ru, «Товары@Mail.ru», Wikimart),– обеспечивают 65–85% трафика для онлайн-ритейлеров, активно участвуют в рекламе товаров и их продаже через интернет. При этом они «не проверяют своих рекламодателей, отрицают свою ответственность за достоверность и добросовестность рекламы и соблюдение требований законодательства об интеллектуальной собственности», де-факто находясь вне контроля в рамках существующего регулирования. Формально ответственность перед покупателями и правообладателями несет интернет-магазин, но на практике ее реализация затруднена, отмечает господин Ищук.

Отвечать на обвинения в адрес посредников пришлось «Яндексу» как владеющему крупнейшим в рунете товарным агрегатором «Яндекс.Маркет». Ведущий юрисконсульт «Яндекса» Сергей Кучушев указывал на то, что «Маркет» – сервис для всех участников e-commerce, способствующий информированности покупателей, снижению издержек, а значит, и росту конкуренции. «Это 16 тыс. магазинов, 70 млн товарных предложений и 20 млн уникальных посетителей в месяц,– рассуждал господин Кучушев.– Если бы людей не устраивала работа “Маркета”, они бы не приходили к нам снова и снова». При этом, согласно приведенной им статистике, магазины получают лишь 5,16% трафика непосредственно от таких рекламных систем, как «Маркет» (прямые заходы и поисковики обеспечивают примерно по 35% трафика, заходы по ссылкам на сайтах – около 25%).

«Яндекс.Маркет» – рекламораспространитель и технологическая площадка-посредник, не конкурирующая с вендорами и прочими участниками рынка, работающая на базе принципа презумпции добросовестности (ст. 10 Гражданского кодекса РФ) и применяющая «одинаковые правила и строгие требования» ко всем магазинам и правообладателям, приводил доводы Сергей Кучушев. По словам юриста, если правообладатель подает жалобу с правовым обоснованием на контрафакт или копию товара, то магазин сразу удаляется и никогда больше на сервисе не появляется.

В итоге заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров предложил «вместе выработать правила продажи товаров через интернет, аналогичные Кодексу поведения для автопроизводителей, регулирующему их взаимоотношения с дилерами». В противном случае, предупредил господин Кашеваров, будет как с торговыми сетями, которые не пришли к консенсусу и «получили закон “О торговле”«. Первое заседание рабочей группы при экспертном совете ФАС состоится 18 октября.

Роман Рожков, ИД «Коммерсантъ»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами