Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФАС присмотрит за «Яндекс.Маркетом»
Поведением интернет-агрегаторов займется рабочая группа
Помирить производителей, торговые сети и интернет-магазины с агрегаторами товаров, такими как «Яндекс.Маркет», взялась Федеральная антимонопольная служба ( ФАС ). Вместе с участниками рынка электронной торговли она создаст рабочую группу, чтобы разработать правила допуска магазинов и товаров к базе агрегаторов объявлений.
В пятницу состоялось заседание экспертного совета ФАС. Обсудить взаимоотношения производителей, торговых сетей и агрегаторов собрались «Яндекс», Rambler & Co, «Связной», Enter, Ozon, eBay, Canon, Samsung, РАТЭК, «Общественная потребительская инициатива» и другие. Как уже сообщал “Ъ”, претензии к агрегаторам неоднократно предъявляли ритейлеры. В частности, Ассоциация компаний розничной торговли России ( АКОРТ ) весной предложила, чтобы информационные посредники несли ответственность за нарушение прав потребителей при продаже товаров в сети. Большинство из посредников превратились в «биржу по торговле серым товаром», который ввозится в Россию без согласия правообладателей и зачастую без уплаты в полном объеме таможенных пошлин (подробно см. “Ъ” от 11 апреля).
Как заявил в пятницу Илья Ищук, представлявший Ассоциацию компаний интернет-торговли ( АКИТ ), коммерческие посредники – электронные торговые центры, аккумулирующие информацию о предложениях (к ним он отнес такие площадки, как «Яндекс.Маркет», Price.ru, «Товары@Mail.ru», Wikimart),– обеспечивают 65–85% трафика для онлайн-ритейлеров, активно участвуют в рекламе товаров и их продаже через интернет. При этом они «не проверяют своих рекламодателей, отрицают свою ответственность за достоверность и добросовестность рекламы и соблюдение требований законодательства об интеллектуальной собственности», де-факто находясь вне контроля в рамках существующего регулирования. Формально ответственность перед покупателями и правообладателями несет интернет-магазин, но на практике ее реализация затруднена, отмечает господин Ищук.
Отвечать на обвинения в адрес посредников пришлось «Яндексу» как владеющему крупнейшим в рунете товарным агрегатором «Яндекс.Маркет». Ведущий юрисконсульт «Яндекса» Сергей Кучушев указывал на то, что «Маркет» – сервис для всех участников e-commerce, способствующий информированности покупателей, снижению издержек, а значит, и росту конкуренции. «Это 16 тыс. магазинов, 70 млн товарных предложений и 20 млн уникальных посетителей в месяц,– рассуждал господин Кучушев.– Если бы людей не устраивала работа “Маркета”, они бы не приходили к нам снова и снова». При этом, согласно приведенной им статистике, магазины получают лишь 5,16% трафика непосредственно от таких рекламных систем, как «Маркет» (прямые заходы и поисковики обеспечивают примерно по 35% трафика, заходы по ссылкам на сайтах – около 25%).
«Яндекс.Маркет» – рекламораспространитель и технологическая площадка-посредник, не конкурирующая с вендорами и прочими участниками рынка, работающая на базе принципа презумпции добросовестности (ст. 10 Гражданского кодекса РФ) и применяющая «одинаковые правила и строгие требования» ко всем магазинам и правообладателям, приводил доводы Сергей Кучушев. По словам юриста, если правообладатель подает жалобу с правовым обоснованием на контрафакт или копию товара, то магазин сразу удаляется и никогда больше на сервисе не появляется.
В итоге заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров предложил «вместе выработать правила продажи товаров через интернет, аналогичные Кодексу поведения для автопроизводителей, регулирующему их взаимоотношения с дилерами». В противном случае, предупредил господин Кашеваров, будет как с торговыми сетями, которые не пришли к консенсусу и «получили закон “О торговле”«. Первое заседание рабочей группы при экспертном совете ФАС состоится 18 октября.
Роман Рожков, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.