Декоративное изображение
2 734

Поделиться

ФАС предлагает штрафовать компании за злоупотребление доминирующим положением исходя не из их оборота, а из объема продаж

 

Федеральная антимонопольная служба ( ФАС ) предлагает штрафовать компании за злоупотребление доминирующим положением исходя не из их оборота, а из объема продаж того или иного товара, на рынке которого выявлены незаконные действия. Новая методика ФАС позволит бизнесу сэкономить на уплате штрафов, уверены эксперты.

Как уже сообщал «Бизнес», в ноябре прошлого года Госдума одобрила в первом чтении поправки в КоАП, предусматривающие введение оборотных штрафов за злоупотребление доминирующим положением на рынке в размере от 0,5% до 2%, а за картельный сговор — от 2% до 4% с оборота компании за истекший год. Однако многие депутаты, по словам главы ФАС Игоря Артемьева, категорически были против нововведений, и с учетом интересов крупного бизнеса подготовили иной вариант документа.

В частности, депутаты предлагают рассчитывать величину штрафов пропорционально выручке реализуемого товара, на рынке которого совершено нарушение. «В этом случае очевидно, что суммы штрафов от оборота компании и одного товара могут отличаться в сотни раз.

Поэтому в качестве компенсации мы договорились установить планку штрафных ставок от 1% до 15% от оборота продаваемого товара»,— рассказал Артемьев, отмечая, что сумма штрафа в итоге должна зависеть от состава правонарушения и рода деятельности компаний.

Кроме того, Артемьев убежден, что при определении выручки товара следует учитывать объем продаж и стоимость продукции. В то время как речь о границах рынка, на котором был реализован тот или иной товар, не должна идти вовсе, добавляет чиновник.

Эксперты одобряют предложение ФАС. «С другой стороны, дифференцирование штрафов требует тщательной проработки деталей расчетного механизма, чтобы не получить обвинения в коррупции и вообще избежать „торга” между чиновниками ФАС и нарушителями антимонопольного законодательства»,— считает старший консультант отдела государственного управления департамента консалтинга ЗАО «Аудиторско-консультационная группа „Развитие бизнес-систем”» Алексей Калинин. «Если законодатели четко определят методику расчета штрафов, то последний вариант поправок в КоАП, несомненно, более выигрышный для компаний,— отмечает руководитель юридической практики компании „Консалтинговые услуги” Александр Костин.— Штраф, рассчитанный в процентах от выручки по реализации абсолютно всех товаров, по меньшей мере не логичен. Ведь компания может производить разную по стоимости продукцию. И если даже в монополизме ее обвинят из-за более дешевой продукции, штрафовать будут все равно по суммарной выручке, а значит, сумма штрафа будет намного больше, чем могла бы быть, если бы штраф считали в процентах от выручки по этой, дешевой, продукции».

В свою очередь Артемьев предупреждает: если идея с модификацией штрафов не пройдет, ФАС будет применять практику взыскания штрафов за незаконно полученные доходы. «Если вдруг возникнет бензиновый кризис, то государство и общество должны быть вооружены против монополистов»,— аргументирует глава ФАС.

Еще одна поправка в КоАП, которую также подготовила ФАС и уже согласовала с правительством, предусматривает введение штрафов за незаконное использование прав на результаты интеллектуальной деятельности (то есть незаконное использование фирменного наименования, товарного знака и т. д.). «Размер штрафа составит до 1% от выручки от оборота компаний по тому товару, на рынке которого совершено нарушение, но не менее 1 тыс. МРОТ»,— рассказал «Бизнесу» Артемьев. По мнению директора по маркетингу InfoWatch Дениса Зенкина, идея ФАС логична, хотя доказать незаконное использование прав на интеллектуальную собственность, как полное так и частичное, будет крайне сложно.

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами