Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФАС отменяет урегулирование споров с ней без возбуждения административных дел
Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев вчера объявил об ужесточении работы службы с компаниями-нарушителями: служба с июля ликвидирует институт предварительного урегулирования антимонопольных споров без возбуждения административных дел даже в случае урегулирования вопроса. ФАС опасается, что введение в российской антимонопольной практике штрафов, взимаемых с оборота компании, приведет к коррупции в службе.
Как заявил на заседании Международной конкурентной сети (организации, объединяющей антимонопольные органы разных стран мира) глава ФАС Игорь Артемьев, приказ об отмене широко распространенной практики он планирует подписать 15 июня. Пока документ находится на согласовании в Минюсте. Господин Артемьев запретит чиновникам "умалчивать" выявленные факты нарушения антимонопольного законодательства – даже если компания быстро исправила нарушения. Это, по его собственным словам, происходит в 95% случаев.
"Вот, например, звонит чиновник в компанию и просит устранить нарушение. С одной стороны, он радеет за то, чтобы поскорее восстановить порядок, устранив нарушение. Но кто может поручиться, что ему не дали взятку, чтобы избежать наказания?" – спрашивает глава ФАС. По его словам, после введения оборотных штрафов он опасается, что "коррупционная емкость" ведомства сильно вырастет. Кроме того, это "просто справедливо" – нарушение было, даже если его устранили.
Как разъяснили Ъ в ФАС, процедура рассмотрения дел останется прежней: если компания была замечена в недобросовестной конкуренции или другом неблаговидном поведении, то ФАС внутри службы возбуждает дело о нарушении антимонопольного законодательства. Назначается комиссия ФАС, которая проводит свое расследование. Если факт нарушения подтверждается, то ФАС передает дело в административное производство и накладывает на компанию взыскание, соответствующее тяжести совершенного нарушения.
Судя по статистике 2006 года, нововведение повлечет за собой существенный рост документооборота для антимонопольщиков. Так, в прошлом году служба выявила более 8 тыс. фактов нарушений антимонопольного закона, однако до разбирательства в ФАС дошло чуть более 7 тыс. дел, то есть около 1 тыс. компаний были "отпущены с миром" после устранения нарушений. И только после наложения ФАС штрафа или иных санкций компания вправе обжаловать предписания ФАС в суде (кстати, по данным ФАС, суд подтверждает правомерность решений службы в 80% случаев – всего до арбитражного суда добралось 1248 принятых ФАС актов).
ФАС в 2006 году наложила на компании 2500 взысканий, но только порядка 700 из них теоретически подпадали под категорию штрафа, взимаемого с оборота компании,– ФАС действовала еще в рамках старого законодательства. Оборотные штрафы были введены поправками к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) и начали действовать только с 13 мая этого года, так что статистики по ним еще просто нет (по прежней системе в 2006 году ФАС собрала 85 млн руб. штрафов и 280 млн руб. незаконно полученного дохода компаний). Опасаясь сделаться из-за оборотных штрафов "одним из самых коррупционных ведомств", господин Артемьев выпустил приказ, обязавший присуждать оборотные штрафы не единолично (как это предписывает КоАП), а коллегиально, и лично возглавил комиссию центрального аппарата ФАС по оборотным штрафам.
Эксперты не склонны считать инициативы ФАС эффективными мерами борьбы с коррупцией. "Если эти меры и уменьшат коррупцию, то только чуть-чуть, зато есть угроза перегрузить работу ведомства",– уверен глава экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян. По его словам, "у нарушителя все равно останется возможность договориться с чиновником ФАС – если не в отношении возбуждении дела, то о его закрытии или о величине штрафа".
Интервью
Сеть винотек и оптовый поставщик вин отмечает рост продаж и расширяет географию поставок.