Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФАС обуздает сети
Федеральная антимонопольная служба грозится провести тотальные проверки ритейлеров на предмет соблюдения ими закона «О торговле». Пока большинство участников рынка не только не перешли на новые правила работы с поставщиками, но даже ухудшили условия работы для них.
С апреля ФАС начнет проверки торговых сетей на предмет перехода их на новые правила работы с поставщиками, регулируемые вступившим в феврале в силу законом «О торговле». «Федеральная антимонопольная служба РФ намерена проверить договоры, заключенные торговыми сетями с поставщиками в феврале-марте 2010 года, а со второй половины года начнет тотальные проверки договоров на соответствие новому закону», — заявил замруководителя ФАС Андрей Кашеваров, выступая сегодня на экспертном совете по развитию конкуренции в сфере розничной торговли.
Поводом для ФАС, по всей видимости, послужила жалоба поставщиков российской «дочки» Metro Group — ООО «Метро кэш энд кэрри». Как сообщила пресс-служба ФАС, в настоящее время антимонопольный орган проводит проверку деятельности этой торговой сети по жалобам поставщиков на навязывание невыгодных условий договоров в 2008, 2009 и 2010 годах. В частности, Metro Cash & Carry предлагает своим поставщикам заключать договоры на оказание маркетинговых услуг.
Новый закон «О торговле» запретил сетям брать со своих поставщиков любые платежи, за исключением вознаграждения за объем поставок. В документе установлено ограничение 10% скидок, которые могут предоставляться при оптовой покупке продовольственных товаров, а размер вознаграждения, выплачиваемого оптовому покупателю, не может быть больше 10% цены договора поставки. В соответствии с законом правительство РФ получило право на срок не более 90 дней устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров.
Торговые сети должны привести договоры поставок, заключенные до 1 февраля 2010 года, в соответствие с новым законом в течение 180 дней после его вступления в силу.
Как показывает практика, большинство торговых сетей пока не перешли на новый формат договоров с поставщиками.
На днях Х5 Retail Group сообщила, что не только не уменьшит, но и увеличит «премиальные» с поставщиков. Сеть намерена брать с поставщиков премию за объем проданного товара, увеличенную на размер НДС (18%).
Еще раньше глава Х5 Лев Хасис грозился сузить ассортимент товаров, выставленных в его магазинах на продажу. Однако многие «торговцы» говорят о том, что просто не понимают, как на практике реализовать положения закона «О торговле» и при этом сохранить экономическую целесообразность своего бизнеса.
«Для сетей и их контрагентов это нечто новое, которое требует проработки и разъяснений. По нашим данным, ФАС сейчас как раз и будет проводить консультации относительно практического применения закона “О торговле”, вырабатывать вместе со всеми участниками алгоритмы действий, — рассказала “Эксперту Online” директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова. — Пока что нам не очень понятно, как должен выглядеть финальный договор, как сохранить экономический смысл нашей деятельности, а не превращать сети в музеи. В законе расписано, что сети не должны делать, но не написано, что могут. Например, без бонусов за место на полке непонятно, по каким критериям отбирать товары, которые будут выставлены в центральных точках магазинов и во вторых, и третьих рядах».
В настоящий момент больше других к исполнению закона оказались готовы иностранные ритейлеры. Так, еще весной 2009 года «Ашан» принял решение о децентрализации закупок, снизил отсрочки платежей и ввел новый вид контракта в системе работы с региональными предприятиями малого бизнеса и сельхозпредприятиями — с упрощенными условиями сотрудничества, предусматривающими отказ от бонусов.
В целом же торговые сети не волнуются. Пока наказывать их за неисполнение закона никто не будет. Штрафные санкции еще не утверждены и не согласованы с ведущими ведомствами. Вместе с тем розничная торговля начинает восстанавливаться после кризиса, и обороты сетей растут. По расчетам Минэкономразвития, с учетом сезонности оборот ритейла в январе вырос на 1,5% к декабрю прошлого года. За январь-февраль, по данным Росстата, розничная торговля прибавила 0,8% по отношению к тому же периоду прошлого года.
Екатерина Шохина, обозреватель «Эксперт Online»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?