Декоративное изображение
3 962

Поделиться

ФАС не понравились максимальные цены от Nokia

Лидеру российского рынка мобильных телефонов — финской Nokia (доля на рынке 37%) грозит штраф от 1 до 15% от ее годовой выручки. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) считает, что компания искусственно устраняла конкуренцию между своими партнерами-ритейлерами, диктуя им «максимальные уровни цен» при продаже телефонов в розницу. Участники рынка говорят, что установление «рекомендованных цен» -- обычная практика во взаимоотношениях продавцов и их поставщиков.

О том, что ФАС признала Nokia нарушившей часть 3 статьи 11 закона «О защите конкуренции», “Ъ” рассказал источник, близкий к ведомству. По его словам, регулятор проанализировал приложения к договорам с клиентами Nokia, заключенным в этом году, и сделал вывод, что компания «координирует экономическую деятельность хозяйствующих субъектов в части установления рекомендованных цен на изделия». Эту информацию подтвердил начальник управления по борьбе с картелями ФАС Александр Кинев. Другой собеседник “Ъ” в ФАС добавляет, что позиция регулятора заключается в том, что такими действиями Nokia «устраняет конкуренцию между своими контрагентами». «В рамках этого дела в качестве свидетелей привлекались ЗАО “Связной Логистика”, сети “Эльдорадо” и “М.Видео”, дистрибутор Nokia в России “Носимо”»,— говорит он. За такое нарушение предусмотрен оборотный штраф от 1 до15% от ее годовой выручки (выручку в России Nokia не раскрывает, однако один из конкурентов вендора оценивает ее в 2008 году в $1,3–1,5 млрд).

«Штраф за “координацию экономической деятельности” появился в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) недавно. Для этого правонарушения, в отличие от “согласованных действий”, КоАП не предусматривает освобождения от ответственности даже в случае явки с повинной»,— поясняет старший юрист юридической компании Goltsblat BLP Александр Партин.

Директор по связям с общественностью Nokia в Евразии Виктория Еремина отказалась от комментариев, порекомендовав обратиться с вопросами в ФАС. Представитель одной из розничных сетей утверждает, что «Nokia — единственный вендор, прописывавший в договоре понятие максимального уровня цены, а не “рекомендованная розничная цена”». Именно это и привлекло внимание ФАС. «Договоренности с Nokia касались ограничения максимального уровня цены, что является стандартной практикой при выводе на рынок новых товаров»,— поясняет пресс-секретарь «Эльдорадо» Илья Новохатский. При этом решение антимонопольной службы в адрес Nokia в компании комментировать отказались, отметив лишь, что «фиксирование максимальной розничной цены является выгодным в первую очередь для потребителя». На момент сдачи номера в печать в «М.Видео», «Связном» и «Носимо» не смогли оперативно прокомментировать взаимоотношения ритейлера с Nokia.

По данным J`son & Partners, по итогам первого полугодия в России было продано примерно 12 млн сотовых телефонов, что составляет около 6,12 млн руб. Доля Nokia за этот период составила 37%, у ближайшего конкурента — Samsung — 32%.

Глава отдела телекоммуникаций российского офиса Samsung Дмитрий Кузнецов говорит, что компания никогда не устанавливает рекомендованных цен. Президент «Евросети» Александр Малис отмечает, что у компании также заключены дополнительные соглашения с Nokia, но позиция вендора носит рекомендательный, а не обязательный характер. «Ритейлеры могут устанавливать любые цены, а производитель имеет право платить бонусы за то, что считает нужным. Если реализатор придерживается ценовой политики вендора, то бонус, как правило, составляет 1–2% от стоимости товара»,— говорит он. Господин Малис считает, что такие меры регулятор может применять к кому угодно и аналогичная практика может распространяться и на другие рынки.

По словам партнера адвокатского бюро «Бартолиус» Юлия Тая, при определении размера штрафа ФАС будет учитывать, совершено ли нарушение впервые, как долго осуществлялась координация, содействует ли компания раскрытию всех обстоятельств. «Обычно, когда компания признает свою вину и предоставляет ФАС всю необходимую информацию, штраф берется по нижней границе»,— добавляет господин Тай.

Инна Ерохина, Анна Занина, Ирина Парфентьева   КоммерсантЪ

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами