Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФАС хочет, чтобы компании пообещали друг другу не давать взятки
Компании, вступающие в договорные отношения, должны прописывать в контрактах, что они никогда не участвовали и не будут участвовать в коррупционных схемах, считает глава ФАС Игорь Артемьев. Он надеется, что к сентябрю удастся придумать способ реализации этой идеи. Представители бизнеса разделились на два лагеря: одни считают инициативу бесперспективной, другие и без того используют антикоррупционную оговорку в своих договорах.
«Мы готовы поддержать инициативу бизнеса, согласно которой при вступлении в отношения с контрагентом компания должна подписать бумагу, в которой подтверждается, что она никогда не вступала в сговор ни с чиновниками, ни с другими компаниями и обязуется не вступать в него впредь», — заявил Игорь Артемьев на российско-американской конференции об особенностях рассмотрения судами дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Также глава ФАС считает, что могло бы иметь смысл предоставление письменной гарантии о том, что контрагент не является аффилированным ни с одной из компаний, участвующих в тендерах. «Такая практика существует в США, и нам тоже было бы это очень полезно», — отметил он. Эта мера облегчила бы привлечение нарушителей к ответственности как за пренебрежение законодательством о конкуренции, так и по делам о взяточничестве.
Гарантии (warranties) широко применяются в англосаксонской системе права. Под гарантией там понимается договорное обязательство, нарушение которого наделяет невиновную сторону правом требовать возмещения убытков, объясняет старший юрист консалтинговой компании Sameta Ольга Сницерова. «Этот институт является эффективным средством защиты интересов сторон по договору, однако Россия не знает таких институтов, как гарантии и заверения сторон», — указывает она.
«Если произойдет нарушение, то такие документы и гарантии для ФАС и особенно для судов будут являться доказательством целенаправленных действий и вины компании», — поясняет важность инициативы для ФАС глава антимонопольного ведомства. По его словам, к сентябрю имело бы смысл продумать конкретные способы реализации этой идеи.
Сейчас договаривающиеся стороны как в США, так и в Европе законодательно не обязаны включать в договор пункт, гарантирующий, что контрагенты не будут прибегать к взяточничеству, пояснил РБК daily партнер нью-йоркского офиса юридической компании Salans Рэнди Брегман. «Однако из-за усиливающегося давления Соединенных Штатов, а также британского закона о взяточничестве (UK Bribery Act), многие компании все-таки включают этот пункт в договор», — отметил он.
В немецких компаниях, включая и те, которые имеют свои представительства в других странах, обычно существуют кодексы поведения сотрудников, действие которых распространяется и на их зарубежные филиалы, рассказывает старший прокурор Франкфурта-на-Майне Дорис Меллер-Шой. В этих документах нередко прямым текстом говорится: «Обязуюсь не брать и не давать взяток в денежном выражении, а также в виде предметов, услуг или подарков, а также не совершать действий, которые могли бы быть расценены как дача взятки или подкуп».
Но обязательного упоминания антикоррупционной оговорки там нет. Преследование взяточников ведется в соответствии с действующим антикоррупционным законодательством. «Кроме того, эти законы ФРГ согласованы с международным антикоррупционным законодательством, к которому присоединились многие страны, включая США», — отмечает Дорис Меллер-Шой, подчеркивая, что положения закона предусматривают личную ответственность конкретных сотрудников компаний, вина которых в коррупционных действиях доказана.
Российский бизнес воспринял предложение Игоря Артемьева без энтузиазма. Один из создателей калининградской компании «Виктория» Николай Власенко не понимает, что удастся получить при появлении подобного пункта в договоре. «Какой правовой смысл давать гарантии в том, что ты не будешь нарушать Уголовный кодекс?» — интересуется он. Юридической ценности в предложении г-на Артемьева нет, «может, он рассчитывает на психологический эффект», рассуждает он, добавляя, что в «Виктории» сотрудники, которым предлагают взятку, должны обратиться в службу безопасности ритейлера.
Юрслужба и служба безопасности НЛМК и так используют процедуры, позволяющие удостовериться в добросовестности контрагентов, говорит представитель компании. По его словам, никакие добавки в договор не могут быть эффективнее российских законов, которые запрещают взятки. «Если контрагент не соблюдает законы, то нет никаких гарантий, что он будет соблюдать этот пункт в договоре», — отмечают в НЛМК.
«Не вижу в этой инициативе никакого смысла», — категоричен генеральный директор «Азбуки вкуса» Владимир Садовин. По его словам, сейчас по Уголовному кодексу караются как берущий, так и дающий взятку. «То есть этот процесс уже сейчас нелегитимен. Что даст тот факт, что подобный пункт появится у нас в договорах?» — задается вопросом топ-менеджер.
«Пока компании не поймут, что это им невыгодно, заставлять и подписывать какие-либо гарантии бессмысленно», — вторят в группе ГАЗ.
Другие, напротив, утверждают, что по своей инициативе прописывают в договорах обязательства контрагентов не давать взятки. Такие правила есть в ЛУКОЙЛе, говорит представитель компании Дмитрий Долгов. Пресс-секретарь российского офиса Coca-Cola Владимир Кравцов отмечает, что это стандартная практика компании по всему миру. К договору прикладывается дополнительное соглашение «Приципы ответственного поставщика», которое включает определенные добровольные обязательства, в том числе антикоррупционную составляющую. У некоторых российских компаний, которые впервые заключают договор с Coca-Cola, возникают вопросы о необходимости подписания этого допсоглашения, рассказывает он.
В договорах Х5 Retail Group и «Седьмого континента» есть пункт, по которому ритейлеры имеют право штрафовать нечистых на руку контрагентов. Х5 грозит денежным наказанием не только для поставщиков, но и для своих сотрудников, которые задумали дополнительно увеличить доходы. Случаи, когда подобные ситуации становятся общеизвестными, весьма редки. Например, сейчас отрасль активно обсуждает ситуацию вокруг поставщика «Раритет»: компания является дистрибьютором корма для животных, кондитерских изделий, бакалеи. Недавно этот поставщик предложил закупщику Х5 взятку, о чем менеджер сообщил руководству торговой сети. В итоге контрагента оштрафовали почти на 3 млн руб.
Чтобы инициатива ФАС оказалась эффективной, необходимо вносить изменения не только в закон «О защите конкуренции», но и в Гражданский кодекс и другие акты, прогнозирует г-жа Сницерова. Но даже тогда бизнес не будет застрахован от проблем. Антикоррупционная гарантия предоставляется вне рамок договорных отношений, что влечет за собой вопросы определения ее правовой природы. Проблем не будет, обещают в компаниях. Директор правового департамента ГМК «Норильский никель» Елена Безденежных говорит, что если норма будет дополнительно закреплена законодательно, то «Норникель» будет учитывать это положение в своей договорной работе.
Очевидно, что борьба с коррупцией и выработка соответствующей этики компаний постепенно становится приоритетной и для российского бизнес-сообщества, но такие приоритеты должны быть закреплены законодательно, а не в нормах рекомендательного характера, убеждена юрист Art de Lex Юлия Голикова. «Закрепление таких требований на законодательном уровне позволит иностранным компаниям претворять в жизнь привычные принципы, российским же компаниям — установить такие принципы», — надеется она.
Ярослав Николаев при участии Евгении Сергиенко, Галины Камневой, Евгении Перцевой, Алексея Кузьменко, Елены Шестерниной, Александра Полоцкого, Юлии Калачихиной www.rbcdaily.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.