Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФАС интересует только черное
МТС и «Вымпелком» подозреваются в согласованных ценах на iPhone 4 Black
МТС и «Вымпелком» подозреваются в картельном сговоре. По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), официальные дилеры iPhone 4 могли согласованно установить закупочные цены для сотовых ритейлеров. Ведомство даже организовало проверку операторов, в ходе которой затребовало копии документов и электронной переписки сотрудников.
Дело по подозрению в согласованных действиях в отношении МТС и «Вымпелкома» ФАС возбудила 6 октября. Как пояснил “Ъ” начальник управления ФАС по борьбе с картелями Александр Кинев, в службу неоднократно поступали жалобы от покупателей, что цены на iPhone 4 моделей 16 Gb Black и 32 Gb Black в различных точках продаж идентичны. «Мы подозреваем ценовой сговор в оптовом звене, поэтому дело возбуждено против официальных импортеров, то есть МТС и “Вымпелкома”»,— объясняет господин Кинев.
На прошлой неделе ФАС посетила с внезапной проверкой офисы этих операторов, были осмотрены рабочие места сотрудников, сняты копии с документов и электронной переписки. Первое заседание комиссии по этому делу назначено на 16 ноября, рассмотрение дела займет несколько месяцев, прогнозирует Александр Кинев. Если вина операторов будет доказана, им грозит оборотный штраф в размере от 1% до 15% от суммы годовой выручки от продажи iPhone 4.
По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, с начала года и до сентября МТС и «Вымпелком» продали около 100 тыс. iPhone 4. К концу этого года продажи вырастут до 140 тыс. аппаратов, прогнозирует он. При средней стоимости iPhone 4 в 30 тыс. руб. выручка от их продажи может составить 4,2 млрд руб., а штраф — до 630 млн руб.
Операторы не согласны с обвинениями в ценовом сговоре. Кроме того, и они, и ритейлеры не помнят случаев, чтобы ФАС интересовали цены на сотовые телефоны. «Компания определяет стоимость телефонов и других устройств исходя из конкурентной рыночной ситуации в рамках действующего законодательства»,— говорит пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. Например, в ноябре прошлого года МТС повысила цены на аппарат из-за резкого скачка евро по отношению к рублю (в этой валюте оператор ведет расчеты с Apple), а в мае этого года, наоборот, снизила: на российский рынок вышли новые модели смартфонов Nokia, Sony Ericsson и Samsung Galaxy, что спровоцировало падение спроса на iPhone 4.
В «Вымпелкоме» отмечают, что iPhone 4 — это не отдельный рынок, а часть рынка смартфонов. «Есть идентичные по своему функционалу и техническим характеристикам телефоны, диапазон розничных цен на них крайне широк, и доля iPhone 4 на этом рынке крайне незначительна»,— говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Например, в базе «Вымпелкома» это около 0,4% от всех телефонов или около 4% от всех смартфонов.
В собственных розничных сетях и на сайтах компании продают iPhone 4 по разным ценам. У МТС модель с объемом памяти 16 Гб стоит 26,69 тыс. руб., а 32 Гб — 31,89 тыс. руб., у «Вымпелкома» — 27,59 тыс. руб. и 32,59 тыс. руб. соответственно.
По словам представителя re:Store Людмилы Семушиной, конечная цена на iPhone 4 для их посетителей формируется исходя из закупочной цены и маржи компании. «Закупочные цены, как правило, зависят от объемов партии — чем она больше, тем ниже цена»,— говорит она. Представители МТС, «Вымпелкома» и опрошенных “Ъ” ритейлеров отказались раскрывать размер закупочной цены, однако, по оценке президента «Евросети» Александра Малиса, маржа ритейлеров на продаже iPhone невысокая — 5–8%. Схожесть цен на iPhone в розничных сетях их представители объясняют жесткой конкуренцией. «Магазины расположены рядом, если кто-то снижает цены на продукцию, конкуренты, как правило, достаточно быстро на это реагируют»,— поясняет Александр Малис.
Анна Балашова, “Ъ”
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.