Декоративное изображение
2 073

Поделиться

ФАС интересует только черное

МТС и «Вымпелком» подозреваются в согласованных ценах на iPhone 4 Black

МТС и «Вымпелком» подозреваются в картельном сговоре. По мнению Федеральной антимонопольной службы (ФАС), официальные дилеры iPhone 4 могли согласованно установить закупочные цены для сотовых ритейлеров. Ведомство даже организовало проверку операторов, в ходе которой затребовало копии документов и электронной переписки сотрудников.

Дело по подозрению в согласованных действиях в отношении МТС и «Вымпелкома» ФАС возбудила 6 октября. Как пояснил “Ъ” начальник управления ФАС по борьбе с картелями Александр Кинев, в службу неоднократно поступали жалобы от покупателей, что цены на iPhone 4 моделей 16 Gb Black и 32 Gb Black в различных точках продаж идентичны. «Мы подозреваем ценовой сговор в оптовом звене, поэтому дело возбуждено против официальных импортеров, то есть МТС и “Вымпелкома”»,— объясняет господин Кинев.

На прошлой неделе ФАС посетила с внезапной проверкой офисы этих операторов, были осмотрены рабочие места сотрудников, сняты копии с документов и электронной переписки. Первое заседание комиссии по этому делу назначено на 16 ноября, рассмотрение дела займет несколько месяцев, прогнозирует Александр Кинев. Если вина операторов будет доказана, им грозит оборотный штраф в размере от 1% до 15% от суммы годовой выручки от продажи iPhone 4.

По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, с начала года и до сентября МТС и «Вымпелком» продали около 100 тыс. iPhone 4. К концу этого года продажи вырастут до 140 тыс. аппаратов, прогнозирует он. При средней стоимости iPhone 4 в 30 тыс. руб. выручка от их продажи может составить 4,2 млрд руб., а штраф — до 630 млн руб.

Операторы не согласны с обвинениями в ценовом сговоре. Кроме того, и они, и ритейлеры не помнят случаев, чтобы ФАС интересовали цены на сотовые телефоны. «Компания определяет стоимость телефонов и других устройств исходя из конкурентной рыночной ситуации в рамках действующего законодательства»,— говорит пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. Например, в ноябре прошлого года МТС повысила цены на аппарат из-за резкого скачка евро по отношению к рублю (в этой валюте оператор ведет расчеты с Apple), а в мае этого года, наоборот, снизила: на российский рынок вышли новые модели смартфонов Nokia, Sony Ericsson и Samsung Galaxy, что спровоцировало падение спроса на iPhone 4.

В «Вымпелкоме» отмечают, что iPhone 4 — это не отдельный рынок, а часть рынка смартфонов. «Есть идентичные по своему функционалу и техническим характеристикам телефоны, диапазон розничных цен на них крайне широк, и доля iPhone 4 на этом рынке крайне незначительна»,— говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Например, в базе «Вымпелкома» это около 0,4% от всех телефонов или около 4% от всех смартфонов.

В собственных розничных сетях и на сайтах компании продают iPhone 4 по разным ценам. У МТС модель с объемом памяти 16 Гб стоит 26,69 тыс. руб., а 32 Гб — 31,89 тыс. руб., у «Вымпелкома» — 27,59 тыс. руб. и 32,59 тыс. руб. соответственно.

По словам представителя re:Store Людмилы Семушиной, конечная цена на iPhone 4 для их посетителей формируется исходя из закупочной цены и маржи компании. «Закупочные цены, как правило, зависят от объемов партии — чем она больше, тем ниже цена»,— говорит она. Представители МТС, «Вымпелкома» и опрошенных “Ъ” ритейлеров отказались раскрывать размер закупочной цены, однако, по оценке президента «Евросети» Александра Малиса, маржа ритейлеров на продаже iPhone невысокая — 5–8%. Схожесть цен на iPhone в розничных сетях их представители объясняют жесткой конкуренцией. «Магазины расположены рядом, если кто-то снижает цены на продукцию, конкуренты, как правило, достаточно быстро на это реагируют»,— поясняет Александр Малис.

Анна Балашова, “Ъ”

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами