Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ФАС дает уроки русского: Наши люди в «sale» не ходят
В ЦУМе не будет sale
Девятый арбитражный апелляционный суд признал законным решение Московского УФАС России в отношении рекламы ОАО «ТД ЦУМ». Ведомство потратило год на доказательство того,что использование слова sale вместо русского «распродажа» незаконно
Суд в споре ТД «ЦУМ» и столичного управления Федеральной антимонопольной службы по поводу правомерности использования иностранного слова sale в рекламе торгового дома 8 ноября занял сторону антимонопольщиков, сообщили BFM.ru в управлении ФАС.
В рамках разбирательств, которые длятся уже год, московское управление ФАС пыталось в суде доказать, что ТД «ЦУМ» нарушил законодательство, используя иностранное слово sale вместо российского слова «распродажа» в своей рекламе.
ОАО «ТД ЦУМ» создано в 1992 году на базе одноименного торгового комплекса. На начало 2011 года 56,56% акций компании принадлежит группе Mercury. «ЦУМ» занимается управлением недвижимостью и сдачей её в аренду. Помимо непосредственно комплекса ЦУМ, компании также принадлежат филиалы ЦУМ в Барвихе Luxury Village, ЦУМ Outlet. Выручка группы за 6 месяцев 2011 года составила 4,515 млрд рублей, чистая прибыль – 25, 261 млн рублей.
Разбирательство длится уже год. В октябре 2010 года управление ФАС по Москве признало наружную рекламу торгового дома «ЦУМ» и ее аналог в Интернете на сайте ЦУМа незаконной. Ведомство сочло рекламу «-30%; -50%; SALE» нарушением сразу нескольких пунктов федерального закона «О рекламе».
В первую очередь нарушения касались части 11 закона, в котором говорится о необходимости соблюдения требований законодательства о государственном языке в рекламе. Представители антимонопольного ведомства указывали, что ЦУМ не вправе использовать иностранное слово «sale» в своей рекламе. Согласно закону, если в рекламе используются иностранные слова и выражения, то они должны быть обязательно переведены на русский: то есть уместнее было употребить «распродажа».
Кроме того, антимонопольное ведомство указало, что в рекламе была нарушена ч. 7, статьи 5 закона, запрещающая рекламу, в которой отсутствует «часть существенной информации» о товаре, об условиях его приобретения или использования.
Три проигрыша не помешали выиграть
В феврале этого года ЦУМ в арбитражном суде Москвы оспорил доводы УФАС. Но ведомство подало апелляцию и проиграло дело в суде, а в июне Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил незаконность предписания ФАС.
Тогда, Московское УФАС России подало кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Московского округа. Суд третьей инстанции принял решение о передаче дела на новое рассмотрение в арбитражный суд города Москвы. Одновременно столичный арбитражный суд принял к производству иск ОАО «ТД ЦУМ» об обжаловании решения Московского УФАС России.
Рассмотрение жалобы в суде первой инстанции завершилось не в пользу УФАС. Накануне Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, подтвердив правомерность, вынесенного Московским УФАС России решения, сообщили BFM.ru в пресс-службе управления ФАС по Москве.
Напомним, что нарушение законодательства о рекламе влечет за собой штрафные санкции. Согласно КоАП, юридическим лицам грозит штраф от 100 до 500 тысяч рублей, физлицам – от 2 до 2,5 тысячи рублей, для должностных лиц – от 4 до 20 тысяч рублей.
Связаться с представителями ТД «ЦУМ» BFM.ru на момент подготовки материала не удалось.
За родную речь
Норма о необходимости использования русского языка в рекламе существует уже несколько лет. Однако особо тщательно антимонопольное ведомство начало следить за соблюдением этих норм в 2008 году. Этому предшествовал визит Владимира Путина в Ростов-на-Дону в 2007 году, где он заметил, что в городе слишком много рекламы на английском языке. После этого в Ростове начались «чистки» рекламного контента, а по итогам проверок было возбуждено 60 дел о нарушениях закона о рекламе, большая часть которых связана с использованием слова sale, сообщали «Ведомости». Нескольким ростовским предпринимателям пришлось даже сменить названия своих ресторанов. В частности, Stake House был переименован в «Мясной», а Star House – соответственно в «Звездный».
В Москве дела об использовании иностранных слов в рекламных слоганах – тоже не редкость. В столичном УФАС BFM.ru сегодня сообщили, что за 2010–2011 годы ведомством было возбуждено и рассмотрено 10 дел. Самые часто встречающиеcя на столичном рекламном рынке слова – sale, discount, new collection.
Так, в 2010 году, к примеру, антимонопольное ведомство признало магазин Bogner нарушившим закон о рекламе после того, как он сообщил потенциальным покупателям о новой коллекции следующим образом: «Bogner New collection».
Были и другие случаи нарушений, не связанные с самыми распространенными рекламными словами. Так, московское управление ФАС признавало нарушившим закон рестораны «Япоша» и Bar BQ Cafe. «Япоша» нарушила правила рекламным слоганом «Happy New Меню», а Bar BQ Cafe в своей рекламе использовал слово Halloween.
В сентябре минувшего года ФАС усмотрела нарушение и в сети кофеен «Кофе Хауз». Антимонопольная служба усмотрела нарушение закона о рекламе в надписи «Wi-Fi Free». Однако дело не возбуждалось, и сейчас на сайте сети значится услуга «Бесплатный Wi-Fi».
В апреле 2010 года московское УФАС обязало ЗАО «Крокус» выплатить административный штраф в 40 тысяч рублей, а также оштрафовало должностное лицо из этой компании на 4 тысячи рублей. Наказание последовало после того, как компания разместила в журнале Hello! рекламу концерта «SARAH CONNOR & Orchestra. The Presidential orchestra of the republic of Belarus».
Использование иностранных слов в рекламе глава Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков не считает большой проблемой. «Слово «sale» понятно более 80% аудитории. Слово «дисконт» уже практически русское слово. Оно общеупотребительное. Все эти слова потому и используются рекламодателями, потому что они понятны и доступны, – говорит он. – Я, конечно, призываю соблюдать закон. Но, наверное, ФАС необходимо больше обращать внимание на абсолютно другие нарушения, которые опаснее для потребителя. Особенно с учетом того количества недостоверной и вводящей в заблуждение рекламы, прикрывающей различные мошеннические схемы некачественных товаров и услуг».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?