Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Фармстандарт» останется с рецептом
Компания ищет покупателя на свой безрецептурный бизнес
«Фармстандарт», крупнейший отечественный производитель лекарств, может продать свой бизнес по выпуску безрецептурных препаратов. Он оценивается владельцами компании примерно в $2,5 млрд. По мнению экспертов, безрецептурный портфель «Фармстандарта», в котором самым известным препаратом является «Арбидол», стоит в два раза дешевле.
Процесс продажи части бизнеса «Фармстандарта», связанной с производством безрецептурных препаратов, находится пока в начальной стадии, сообщило вчера агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники. Известно также, что помогает владельцам «Фармстандарта» Citigroup, а выставленные на продажу активы оценены примерно в $2,5 млрд. «Компания не комментирует рыночные слухи»,— заявила “Ъ” менеджер по работе с инвесторами и акционерами «Фармстандарта» Ирина Бахтурина. В то же время она подтвердила, что компания продолжает сотрудничество с Citigroup, которая была одним из координаторов IPO фармпроизводителя в 2007 году: банк помогает компании с buyback и «с некоторыми другими вещами». В Citigroup отказались от комментариев.
Источник “Ъ” на фармацевтическом рынке говорит, что слышал про желание акционеров «Фармстандарта» продать безрецептурное направление: «Мне называли похожую сумму, которую они хотят выручить». Источник в инвесткругах уточняет, что узнал про такие планы «Фармстандарта» еще в марте.
«Фармстандарт» владеет восемью заводами в России (в том числе одним по производству медоборудования) и одним на Украине. 54,3% акций компании принадлежит Augment Investments Ltd, контролируемой Виктором Харитониным и Егором Кульковым, 8,44% — у «Фармстандарт-Лексредства», остальные — в свободном обращении на Московской и лондонских биржах. Продажи лекарств 2012 году — 50,061 млрд руб. ($1,6 млрд), чистая прибыль — 9,2 млрд руб. ($296 млн). В сегменте безрецептурных препаратов занимает, по оценке DSM Group, первое место c долей 7,6% в денежном выражении.
Решение владельцев «Фармстандарта» продать бизнес безрецептурных лекарств может свидетельствовать о том, что они больше не рассчитывают увидеть рост в этом сегменте, полагает гендиректор Stada CIS Иван Глушков. В прошлом году продажи собственных безрецептурных препаратов у «Фармстандарта» снизились на 4,5% до 14,8 млрд руб. ($476,3 млн). В частности, после запрета продаж кодеиносодержащих препаратов реализация «Коделака» снизилась на 37% до 549 млн руб. ($17,7 млн), «Терпинкода» — и вовсе на 70% до 364 млн руб. ($11,7 млн).
Ожидать роста продаж своих основных безрецептурных препаратов «Фармстандарту» не приходится, считает директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. По его мнению, «Арбидол» — ключевой бренд в портфеле компании (продажи в 2012 году — 3,9 млрд руб., или $127,9 млн) — теряет свои позиции из-за большого числа новых иммуномодуляторов на рынке, а «Корвалол» в ближайшее время могут запретить к продаже без рецепта из-за содержания сильнодействующих барбитуратов. Аналитик «ВТБ Капитала» Иван Кущ среди рисков отмечает то, что в будущем часть безрецептурных препаратов может быть переведена в перечень рецептурных, а также возможный запрет рекламы безрецептурных лекарств, который поддерживает Минздрав.
Вчера на Лондонской фондовой бирже расписки «Фармстандарта» подешевели на 1,7%, капитализация составила $3 млрд. Иван Кущ оценку безрецептурного бизнеса в $2,5 млрд считают «чрезмерно оптимистичной». По мнению Ивана Глушкова, оптимальная цена — около $1 млрд. Безрецептурный бизнес «Фармстандарта» вряд ли заинтересует кого-то из иностранных игроков, поскольку эти марки востребованы только на российском рынке, категоричен Давид Мелик-Гусейнов.
Олег Трутнев, ИД«Коммерсантъ»
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.