Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«ФармСтандарт» без рецепта
«ФармСтандарт» может отказаться от «Арбидола»
Совет директоров крупнейшего российского производителя лекарств «ФармСтандарт» на следующей неделе рассмотрит вопрос о реорганизации бизнеса. По неофициальным данным, компания намерена продать производство безрецептурных препаратов
Акции «ФармСтандарта» накануне были на подъеме. Бумаги компании, несмотря на общее снижение рынка, выросли на Московской бирже более, чем на 1%. Повод для оптимизма есть: совет директоров крупнейшего российского производителя лекарств уже 5 июля рассмотрит вопрос о реорганизации бизнеса. Форма реорганизации — выделение в отдельную структуру одного из подразделений компании.
Какое конкретно подразделение, представители компании не уточняют. Однако с начала недели на рынке ходят слухи, о том, что фармацевтический гигант ищет покупателя на свой бизнес по производству безрецептурных лекарственных препаратов. По данным агентства Bloomberg, руководство «ФармСтандарта» оценивает примерно в 2,5 млрд долларов, процесс продажи находится в ранней стадии. Консультантом компании выступает Citigroup Global Markets.
ОАО «ФармСтандарт» образовано в 2003 году. 54,3% акций владеет офшор Augment Investments Ltd, подконтрольный Виктору Харитонину и Егору Кулькову; 8,44% — на балансе дочерей компании «ФармСтандарт-Лекарства». «Фармстандарт» — крупнейший российский производитель лекарств, выпускающий более 200 лекарственных средств. В активе компании восемь заводов в России и Украине. По итогам 2012 года выручка компании составила 51,3 млрд рублей, чистая прибыль — 9,9 млрд рублей.
Согласно данным DSM Group, «ФармСтандарт» является лидером российского рынка безрецептурных лекарственных препаратов с долей в 7,6%. Самые известные марки компании — «Арбидол» и «Корвалол». Однако эксперты, считают, что, несмотря на лидерский статус, перспективы роста «ФармСтандарта» в этом секторе ограничены. Самым ярким подтверждением этому является статистика самой компании: всего продажи безрецептурных лекарств принесли ей 14,8 млрд рублей выручки, что на 4,5% ниже уровня 2011 года.
Отчасти негативную динамику можно списать на запрет продаж кодеиносодержащих препаратов. Из-за этого реализация «Коделака» снизилась на 37% до 549 млн рублей, «Терпинкода» — на 70% до 364 млн рублей. Отчасти — на растущую в отрасли конкуренцию.
Еще одна сложность, с которой сталкивается компания, работая на этом рынке, заключается в том, что практически все ее безрецептурные препараторы входят в перечень лекарств, цены на которые регулирует правительство, отмечает аналитик ИК «Грандис Капитал» Ксения Аношина. «В прошлом году индексации цен на лекарства из этого списка не было вовсе. Два года назад индексация была на уровне инфляции. Таким образом, несмотря на фундаментально интересный рынок, едва ли инвесторы согласятся заплатить за актив столь высокую цену», — считает эксперт.
На этом фоне рост акций «ФармСтандарта», судя по всему, связан с ожиданием оферты. Согласно российскому законодательству, акционеры, которые не будут участвовать в голосовании или проголосуют против реорганизации компании, смогут предъявить свои бумаги к выкупу и компания обязана потратить на это до 10% стоимости своих чистых активов. Цену выкупа определит совет директоров, но она не должна быть меньше средневзвешенной цена за шесть месяцев, которая составляет 2025 рублей за акцию. Однако учитывая, что уже сейчас котировки акций составляют 2150 рублей, предложением компании едва ли кто-то захочет воспользоваться.
Примечательно, что на повестке заседания совета директоров, намеченном на 5 июля, стоит вопрос «об утверждении цены выкупа обществом обыкновенных акций в случае возникновения у акционеров права требования выкупа акций». Также совет директоров собирается созвать внеочередное собрание акционеров.
«Если сделка по продаже безрецептурного бизнеса действительно произойдет, то более позитивным сценарием для миноритариев было бы выделение в отдельную непубличную компанию бизнеса по производству рецептурных препаратов. В этом случае покупателю бизнеса безрецептурных препаратов гарантированно пришлось бы выставить оферту миноритариям», — указывает аналитик Sberbank Investment Research Михаил Красноперов.
В любом случае эксперты сходятся во мнении, что «ФармСтандарту» будет сложно быстро найти покупателя. Крупные российские бизнесмены предпочитают работать в других секторах потребительского рынка, поскольку фармацевтический бизнес очень специфичен и требует глубокой научной экспертизы. Зарубежных инвесторов может не допустить к покупке ФАС, поскольку производство лекарств является стратегической для страны отраслью.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?