Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Фармрынок растет по-кризисному
Объем российского рынка готовых лекарственных средств, несмотря на угрозы правительственных ведомств следить за ростом цен, продолжил свой рост в январе и феврале 2009 года — в основном как раз из-за роста цен на медпрепараты. С начала года лекарства, по данным DSM Group, подорожали на 5,4%. Центр исследований «Фармэксперт» говорит о более существенном росте цен — на 7-8% за первые два месяца, при том, что с сентября по февраль медикаменты подорожали на 14%. Средняя стоимость упаковки лекарственных средств на коммерческом рынке России за февраль вообще выросла сразу на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 73,5 рублей.
В долларовом выражении картина несколько иная: рынок сокращается из-за ощутимой девальвации рубля. По данным мониторинга DSM Group, коммерческий сектор готовых лекарственных средств упал на 10,6%. Население России стало фактически покупать меньше лекарств: за два месяца снижение натуральных объемов продаж составило 2%. В январе в России было куплено всего 304 млн упаковок — это на 17% меньше, чем в декабре 2008 года, и на 4% ниже, чем в январе 2008 года. «Это может быть одним из признаков влияния кризиса на аптечный рынок России», — полагают авторы исследования из DSM. Нужно отметить, что соотношение объема продаж импортных и отечественных препаратов в натуральном выражении изменилось в пользу импортных на 3%, несмотря на то, что зарубежные лекарства существенно дороже российских.
Лидером по стоимостному объему продаж остается «Арбидол» — рост его продаж составил 13%, на втором месте — «Оцилококцинум» (+ 62%), на третьем — «Актовегин» (+44%). «Виагра» — один из самых продаваемых и популярных препаратов — с сентября 2008 года не поднимается выше 4-5 места: за январь 2009 года доля ее продаж составила 0,74%, что ниже декабрьских 0,86%.
(Впрочем, генеральный директор сети «Аптекарь» Зоя Вишнякова рассказала , что продажи «Виагры» немного снизились в конце февраля. Сейчас же спрос очень хороший, ее приобретают каждый день. Причем у мужчин крайне популярна расфасовка 100 и 50 мг.)
«Пока мы не отмечаем кардинальных изменений в структуре потребления ГЛС [готовых лекарственных средств] — люди пока не переходили на более дешевые препараты, и вряд ли будут это делать. Впрочем, даже если подобное изменение в спросе и произойдет, это не окажет значительного влияния на рост рынка — от силы отнимет 1-2%», — рассказал BFM.ru генеральный директор DSM Group Александр Кузин. — Мы ожидаем, что объем российского фармрынка в 2009 году вырастет примерно на 27% до 450 млрд рублей».
Удержать цены в пределах роста в 20-27% в этом году поможет относительно стабилизировавшийся на валютном рынке рубль. «Цены на лекарства будут расти в обычном, я бы даже сказал незаметном режиме, — считает Владимир Кинцурашвили, генеральный директор сети аптек А5. — Курс доллара на данный момент держится в нормальном коридоре. Кроме того, иностранные производители, несмотря на предполагаемые скачки курса, заморозили цены в рублях до осени, потому что летом и так низкие продажи и цену поднимать бессмысленно».
Напомним, в конце января ФАС сделала предупреждение аналитическому агентству DSM Group, спрогнозировавшему тогда, что рост цен на лекарства в 2009 году составит более 20%: антимонопольщики побоялись, что производители воспримут это как руководство к действию. Тем не менее, очевидный и не останавливающийся рост цен вынудил ФАС и Росздравнадзор в начале марта создать межведомственную комиссию, которая будет контролировать ценообразование на фармрынке. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял о необходимости ограничения роста цен на лекарства и предлагал дать дополнительные полномочия Федеральной службе по тарифам отменять решения региональных властей о предельных уровнях цен на лекарства.
Однако даже законодательное ограничение цен на медикаменты вряд ли сможет остановить тенденцию роста, — полагают эксперты. «Установить предельные цены на импортные лекарства очень сложно, цены на все сдержать нельзя. На жизненно важные средства, которых может коснуться госрегулирование, приходится около половины рынка, значит, на другую половину придется наиболее сильный ценовой удар», — рассуждает директор маркетинговых исследований «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов. Нужно отметить, что из-за существенной разницы в цене между импортными и отечественными препаратами доля отечественных лекарств в стоимостном выражении составила лишь 23% коммерческого рынка. Такие данные приводит DSM. BFM.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?