Декоративное изображение
2 517

Поделиться

Фармдистрибуторам прописали оптимизацию

Депутаты предлагают регулировать поставки лекарств

Депутаты Госдумы выступили с предложением закрепить на законодательном уровне регулирование оптового звена фармацевтического рынка: они предлагают установить квоты по размеру уставного капитала дистрибуторов, согласовывать ассортимент для каждого оптовика и создать единого логистического оператора, обслуживающего госзаказы.

Предложения по регулированию дистрибуции на фармрынке изложены в письме члена комитета Госдумы по охране здоровья Татьяны Яковлевой к заместителю министра финансов Сергею Шаталову (есть в распоряжении «Ъ»).

К прямым мерам по «оптимизации фармацевтической логистики» госпожа Яковлева относит закрепление квоты на размер уставного капитала оптовых компаний, утверждение обязательного ассортимента для дистрибуторов и обязательство оптовиков заключать прямые контракты с производителями лекарств. Кроме этого депутат предлагает создать или выбрать из существующих игроков единого логистического оператора для обслуживания госзаказов и внедрить стандарт GDP (Good Distribution Practice; стандарт стран Евросоюза по дистрибуции лекарственных средств).

Предложенные инициативы после обсуждения на рабочей группе с участием представителей Минпромторга, Минэкономразвития, Минздравсоцразвития могут быть оформлены как поправки в федеральный закон № 61 «Об обращении лекарственных средств» или выделены в отдельное постановление правительства РФ. Сроки проведения рабочей группы Татьяна Яковлева не уточнила.

В Минфине получить комментарий вчера не удалось. Представитель Минздравсоцразвития сказал «Ъ», что пока не слышал о предложениях депутата Татьяны Яковлевой.

По оценкам ЦМИ «Фармэксперт», объем российского фармацевтического рынка в 2010 году составил $17,7 млрд (плюс 13% к 2009 году). На рынке работает порядка 500–700 дистрибуторов, при этом на десятку крупнейших — «СИА Интернейшнл», «Протек», «Катрен», РОСТА, Alliance Healthcare, «Р-Фарм», Oriola, «Биотэк», «Пульс», «Империя-Фарма» — приходится до 80% рынка.

В сравнении с рынками Западной Европы, США или Японии количество фармдистрибуторов в России чрезмерно, уверена Татьяна Яковлева: посреднические структуры увеличивают стоимость товара, усложняют финансовые потоки, ухудшают условия хранения и транспортировки лекарственных средств. Предложенные меры сократят количество посредников, надеется она.

Но топ-менеджер крупного российского дистрибутора считает, что предложенные поправки необходимы для того, чтобы подтолкнуть дистрибуторов к продаже бизнеса государственным структурам. С 2007 года чиновники вынашивают идею создания национального дистрибутора лекарств: впервые такая идея была описана в «Концепции создания национального координационного распределительного центра «Фармацевтический логистический комплекс»» (ФЛК; см. «Ъ» от 21 августа 2007 года). Тогда источники «Ъ» в Минздравсоцразвитии называли в качестве автора концепции «силовые ведомства». Разработчики концепции подсчитали, что государственный дистрибутор лекарств поможет ежегодно экономить госбюджету 4 млрд руб. Создать ФЛК планировалось на базе существующих игроков из первой десятки. Переговоры, в частности, велись с «СИА Интернейшнл», «Протеком», РОСТА и «Катреном», рассказывали «Ъ» источники, близкие к этим компаниям. Обсуждение идет и сейчас: возможным консолидатором могут выступить «Ростехнологии» (с 2008 года госкорпорация реализует проект по созданию фармхолдинга) на средства Сбербанка и ВТБ, рассказывал в марте источник в одном из этих банков. Официально участники рынка и банки эту информацию не комментируют.

Последние изменения в законодательстве уже сделали дистрибуторский бизнес низкорентабельным, и небольшие дистрибуторы всерьез задумались о продаже бизнеса, говорил на прошлой неделе президент РОСТА Давид Паникашвили на форуме Адама Смита в Санкт-Петербурге. С 1 апреля 2010 года федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» регулирует предельно допустимые наценки на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, из-за чего рост дистрибуционного звена замедлился: в натуральном выражении рынок без учета госзакупок вырос всего на 6% (в 2009-м прирос на 22%).

Для того чтобы сделать дистрибуторский бизнес прозрачным и сократить число оптовых компаний, достаточно внедрения стандарта GDP, уверен директор Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. Создание национального дистрибутора сейчас труднореализуемо, считает Сергей Шуляк из DSM Group: «В тендерах по госзакупкам участвуют 80 регионов, при этом у самых крупных компаний насчитывается 45 филиалов. На базе одного или двух дистрибуторов создание национального логистического оператора невозможно. Чтобы одному дистрибутору расширить филиальную сеть до 80 регионов, потребуется минимиум $500 млн инвестиций».

Динара Мамедова, КоммерсантЪ

 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами