Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Факторинг замедлился до сокращения
Санкции затронули рынок целиком
На фоне санкций российский рынок факторинга от замедления перешел к сокращению, которому раньше были подвержены лишь отдельные его сегменты. И если текущее падение участники рынка факторинга надеются отыграть в четвертом квартале, то на более длительную перспективу прогнозы строить уже не берутся.
По данным информационного обзора рынка факторинга за девять месяцев 2014 года, подготовленного Ассоциацией факторинговых компаний, в третьем квартале 2014 года оборот российского рынка факторинга составил около 471 млрд руб. против 473 млрд руб. в аналогичном периоде годом ранее. Таким образом, год к году рынок сократился на 0,4%. Ухудшение ситуации еще более заметно, если сравнивать третий квартал со вторым. Снижение оборотов квартал к кварталу составило 12%. Ранее в этом году речь шла лишь о замедлении темпов роста рынка факторинга (см. “Ъ” от 17 февраля), сокращение наблюдалось лишь в отдельных сегментах, в частности в сегменте международного факторинга (см. “Ъ” от 29 июля). О сокращении всего рынка речи до сих пор не шло.
В числе основных факторов ухудшения ситуации участники рынка называют, в частности, снижение интереса крупных компаний к факторинговым операциям. «Факторинговые компании в условиях проблем с фондированием чаще меняют ставки, чем банки»,— поясняет гендиректор компании «ВТБ Факторинг » Антон Мусатов. «В такой ситуации крупные клиенты стараются получить кредит в банке по фиксированной процентной ставке»,— указывает управляющий директор управления факторинга Альфа-банка Леонид Култыгин. Кроме того, в условиях удорожания стоимости фондирования факторинговые компании по примеру банков усилили требования к своим заемщикам, что также сказалось на снижении оборотов и объемах предоставляемого финансирования.
Кроме того, по словам участников рынка, введенные Россией в начале августа продуктовые санкции в отношении ряда европейских стран стали отражаться не только на международном, но и на внутреннем факторинге. Сокращение поставок из-за рубежа в рамках введенных Россией санкций привело и к сокращению внутрироссийских операций по реализации импортного продовольствия тем же торговым сетям, а они тоже зачастую финансировались с помощью факторинга. Впрочем, этот сегмент имеет шансы оперативно восстановиться. По оценкам господина Култыгина, в среднем на смену поставщика у бизнесменов уходит около 1,5–2 месяцев, и в настоящий момент замещение уже практически завершено.
Стабилизировать ситуацию участники рынка надеются в четвертом квартале на фоне традиционного сезонного роста. Впрочем, прогнозов на более отдаленную перспективу делать не спешат. «Долгосрочные прогнозы сейчас давать довольно сложно, динамика развития факторинга будет зависеть от общей геополитической ситуации, предугадать точное развитие которой сейчас, пожалуй, не сможет никто»,— резюмирует Антон Мусатов.
Валерия Францева, ИД "Коммерсант"
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?