Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Факторинг замедления
Рынок теряет темпы роста
Рынок факторинга пока растет быстрее, чем рынок банковского кредитования, однако и его темпы замедляются. Простимулировать рынок могло бы проникновение компаний, предоставляющих кредиты под дебиторскую задолженность, на рынок госзакупок, но этот канал пока остается закрытым.
По итогам 2013 года оборот российского факторинга достиг 1,9 трлн руб., увеличившись на 464 млрд руб. к 2012 году, свидетельствуют данные Ассоциации факторинговых компаний (АФК). В то же время налицо замедление темпов его роста. За год рынок факторинга прибавил 32%, в то время как в 2012 году рос на 63%, а в 2011-м – и вовсе на 82%. Сократились и темпы прироста объемов финансирования товарооборота – с 69% в 2012 году до 31% в 2013-м. Всего в 2013 году российские факторы профинансировали товарооборот на сумму 1,6 трлн руб. Рост совокупного факторингового портфеля по итогам 2013 года также сбавил обороты – с 47% до 36%.
Обзор АФК демонстрирует также неуклонное снижение доли факторинга с регрессом в структуре рынка: несмотря на то, что его доля в продуктовом ряду до сих пор составляет более половины (56,7%), с 2010 года она снизилась на 18,7 процентного пункта. Доля факторинга без права регресса, напротив, за год выросла на 2% (до 35%). Выросла и доля факторинга без финансирования – на 2% (до 6%). По словам вице-президента Промсвязьбанка Виктора Носова, «поставщики предпочитают факторинг без регресса, так как в этом случае все риски неоплаты принимает на себя фактор». Зачастую это невыгодно факторам, но в борьбе за клиента они на это идут, отмечают участники рынка. Рост доли факторинга без финансирования, как признаются некоторые факторы, связан в том числе и с опасениями кризиса, отчего предприятия предпочитают меньше работать с деньгами.
Изменилась в 2013 году и отраслевая расстановка сил на рынке факторинга. Так, на 5% снизилась доля факторинга оптовой торговли (до 62%), в то время как в промышленном секторе она выросла на 4% (до 31%). В АФК отмечают также рост факторинга в сфере услуг (с 41 млрд до 69 млрд руб.). В 2012 году ситуация была противоположной: тогда доля оптовой торговли выросла на 15% (до 67%), а в промышленности, наоборот, снизилась на 14,6% (до 27%). По мнению участников рынка, изменения связаны с проникновением крупных игроков в новые ниши. «В частности, в машиностроение и металлургию»,– конкретизирует начальник банковского управления Металлинвестбанка Михаил Окунев.
Заметной тенденцией 2013 года также стало повышение доходов факторов от комиссий, штрафов, пеней и других видов вознаграждения за осуществление факторинговых операций в полтора раза (с 15,7 млрд до 24 млрд руб.). По словам гендиректора «Лайф Факторинга» Виктора Вернова, заметное увеличение комиссионных доходов может свидетельствовать о том, что часть клиентов факторов испытывает трудности с платежеспособностью и попадает на штрафы. Кроме того, рост комиссионных доходов связывают и со зрелостью рынка. «Если до 2012 года большинство компаний на рынке было ориентировано в первую очередь на объемный рост своего бизнеса, то сейчас среди приоритетов в первую очередь прибыль,– считает гендиректор “ВТБ Факторинга” Антон Мусатов.– Компании уже не готовы снижать стоимость вознаграждения исключительно для привлечения новых клиентов и объемного роста бизнеса». «Рост комиссионных доходов обусловлен преимущественно увеличением бизнеса крупных игроков: чем больше поставка, тем больше комиссия»,– уверен исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко.
В 2014 году, когда рынок факторинга, по оценкам самих компаний, уже близок к насыщению, эксперты прогнозируют его рост в среднем на 20%. Рост может осуществляться как вглубь в уже освоенных факторами отраслях, так и за счет регионов. Однако наиболее выгодным для факторов стала бы возможность проникновения на рынок госзакупок, пока недоступный им из-за законодательства. Кроме того, эксперты ждут роста клиентской базы за счет представителей малого и среднего бизнеса.
Валерия Козлова, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?