Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Факторинг теряет обороты
Рынок вступает в 2015 год с пессимистичным прогнозом
По итогам 2014 года рынок отечественного факторинга вырос менее чем на 10%. По сравнению с 2013-м темпы роста замедлились втрое. И в новых финансовых реалиях наступившего года с текущими процентными ставками и ростом неплатежей улучшения на рынке не предвидится.
По данным Ассоциации факторинговых компаний (АФК), за год совокупный оборот российских факторинговых компаний составил 2,02 трлн руб., увеличившись с начала года всего на 9,6%. Для сравнения: в 2013 году рынок факторинга вырос на 32%, в 2012 году – и вовсе на 63%. При этом резкое замедление оборотов российского факторинга стало заметно уже по итогам третьего квартала, когда впервые за долгие годы он продемонстрировал отрицательную динамику (тогда совокупный оборот факторинга сократился по сравнению со вторым кварталом на 12%, до 472 млрд руб. Сокращение произошло, в частности, под действием введенного Россией продуктового эмбарго. Впрочем, участники рынка ожидали, что неудачный результат третьего квартала удастся отыграть в четвертом за счет традиционного сезонного роста рынка. Однако несмотря на положительную динамику (оборот рынка в четвертом квартале на 19,5% превысил результаты третьего квартала и составил 564 млрд руб.), остановить ускоренное замедление рынка не удалось.
Традиционно «жаркий» для факторинговой индустрии четвертый квартал оказался слабее предыдущих лет, отмечают участники рынка. «Повышение ключевой ставки ЦБ сказалось на росте ставок для клиентов факторинговых компаний, и в результате ряд клиентов были вынуждены отказаться от операций по факторингу»,– указывает управляющий директор управления факторинга Альфа-банка Леонид Култыгин. По оценкам господина Мусатова, после последнего резкого повышения ключевой ставки на финансовом рынке возник дефицит ликвидности, в итоге стоимость предлагаемых клиентам кредитных ресурсов подорожала более чем вдвое – до 30–40% годовых (в январе, как утверждают участники рынка, максимальные ставки скорректировались до 25–35% годовых). При этом из-за затрудненного доступа к ликвидности и роста ставок ряд клиентов факторинговых компаний стали испытывать проблемы с платежеспособностью. «В итоге ряд факторинговых компаний были вынуждены отказаться от большого объема сделок по безрегрессному факторингу из-за высоких рисков»,– говорит господин Култыгин.
Кроме того, на падении оборотов факторинга в четвертом квартале отразилась и резкая девальвация рубля. «На фоне обвала нацвалюты заморозились практически все торговые операции. Торговцы пересматривали цены и, как следствие, придерживали товар. В результате торгового бума в четвертом квартале не произошло»,– указывает гендиректор «Лайф факторинг» Виктор Вернов.
В текущей ситуации прогнозировать дальнейшее развитие ситуации руководители факторинговых компаний не спешат. «В настоящее время факторинговым компаниям в первую очередь необходимо получить назад деньги, которыми они профинансировали поставщиков в конце 2014 года, и только после этого строить какие-то планы на 2015 год»,– считает господин Култыгин. В противном случае ряд компаний могут столкнуться с существенным ростом просрочки (сами факторинговые компании данные по просроченной задолженности не раскрывают). «2015 год готовит новые вызовы для российского факторинга: традиционные рынки (в частности, торговля электроникой и бытовой техникой, авторынок) будут сокращаться, многие клиенты не смогут исполнить свои обязательства перед факторинговыми компаниями в 2015 году, вырастет доля просроченных активов, что может послужить причиной начала ухода с рынка отдельных игроков»,– подчеркивает господин Мусатов. «Задача максимум на 2015 год – это сохранить, а не приумножить. Реалистичный прогноз на 2015 год, к сожалению, это падение на уровне “минус 20–40%” к результатам 2014 года»,– резюмирует он.
Валерия Францева, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?