Декоративное изображение
3 496

Поделиться

Ежегодно в Москве будет исчезать 20% ларьков и палаток

Как сообщил на днях руководитель столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков, власти города намерены в ближайшее время всерьез разобраться с торговыми палатками и киосками. "Постепенно эту торговлю мы приведем в порядок. В год будет закрываться по 20 процентов таких предприятий. Исключение составят только новостройки, где еще нет магазинов. Останется также продажа билетов в театры, на транспорт, цветов, печатной продукции, торговля табаком и фастфуд, - сказал Малышков.

Как пояснил руководитель департамента, цель столичного правительства - выход "на европейский уровень по обеспечению москвичей цивилизованными торговыми площадями".

Исторически сложилось, что недостаток вышеупомянутых площадей, обусловленный еще советскими нормативами строительства, в начале 90-х годов бурно начал восполняться рынками и ларьками. Даже сегодня в преобразившейся столице, где появилось громадное количество сетевых и прочих магазинов, на тысячу покупателей приходится 603 "квадратных метра торговли", в Европе - 650.

Сегодня в Москве, по оценкам департамента потребительского рынка и услуг, 20 тысяч всевозможных ларьков и киосков. Увы, инициативы властей по "оцивилизовыванию" этого вида торговли повторяются из года в год с завидным постоянством.

"Лет 15 я наблюдаю одно и то же. С интервалом в два-три года московское правительство вдруг начинает говорить, что киоски портят внешний вид города и их оформление надо сделать единым, о том, что надо изменить регламент регистрации-перерегистрации, поставить кассовые аппараты, убрать киоски от метро в целях борьбы с терроризмом и т.д.", - говорит пресс-директор Института Национального проекта "Общественный договор" Олег Комаровский.

Между тем аналитики оценивают годовой товарооборот небольших ларьков в 4,5 миллиарда долларов в год. Такая торговля - это и рабочие места (которые могут потерять продавцы), и налоги. Затраты на строительство "цивилизованных" торговых центров, без сомнения, естественным образом будут компенсированы за счет арендаторов, а значит, в конечном итоге - за счет покупателя. К тому же большие торговые центры - это высокая арендная плата, а значит, опять же, неизбежное повышение цен.

У проблемы есть, разумеется, и другие аспекты. Торговые центры просто не могут стоять на каждом шагу, как сегодня ларьки. Хотя бы потому, что далеко не везде есть место для их строительства. "С нашей точки зрения, киоск киоску рознь, - отмечает Евгений Мясин, сопредседатель Союза потребителей России. - Если он торгует паленой водкой, с этим надо бороться. Но если у коммерсанта все нормально, зачем убирать малое предприятие торговли? Нам всем часто надо купить на ходу молоко или шоколадку, не заходя в магазин. Значит, с исчезновением киосков пострадает в первую очередь покупатель. Я много раз бывал в Европе, в США. Не везде, конечно, киоски стоят так скученно, как в Москве, но они есть, и местные власти никоим образом этому не препятствуют".

К сожалению, получить комментарий по поводу грядущего исчезновения киосков ни в столичном департаменте поддержки и развития малого предпринимательства, ни в департаменте потребительского рынка и услуг не удалось. Между тем, по данным Федеральной налоговой службы, количество малых предприятий в 2006 году сократилось в Москве на 28 процентов. При этом 39 процентов из них занято в розничной торговле.

Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей, видит в уменьшении числа ларьков определенные плюсы: "Это облегчение сбора налогов для государства, сокращение числа точек торгующих, например, пивом или другими товарами, которые не должны быть доступны повсеместно". Тем не менее, убежден Янин, в действиях столичных властей вполне очевидны и минусы - "ослабление конкуренции между различными форматами торговли плюс непрозрачность процедур, по которым в городе принимаются решения, затрагивающие интересы как предпринимателей, так и потребителей".

"Очень не хотелось бы думать, что пертурбации с киосками инициируются исключительно для того, чтобы представители малого и очень малого торгового бизнеса, чья сфера деятельности, собственно, и подвергается "наездам", "адекватно среагировали" на эти вызовы", - отмечает Олег Комаровский.

В этой связи очень характерен рассказ Артема Т., владельца магазинчика на юге столицы: "Магазин у меня крошечный, вертеться и мне, и продавцам приходилось всегда невероятно. Так власти поставили рядом со мной пять киосков, нарушая все правила дислокации, действующие для таких предприятий. Плохо им (место-то они выбирают не сами), плохо мне. Кто-то кому-то дал взятку? Но почему бороться хотят не с коррупцией, а с киосками и с такими, как я?"

"Думаю, когда речь в очередной раз заходит о ликвидации части киосков, в основном учитываются интересы неких лоббистских групп", - говорит по этому поводу Евгений Мясин.

Часть экспертов убеждена: в последние два года на потребительском рынке Москвы происходит передел собственности в пользу крупных сетевых торговых форматов.

Как уже писала "РБГ", по данным транснационального маркетингового агентства ACNielsen, в последнее время сетевики стремительно вытесняют малый бизнес из российской торговли. Их распространение в Москве и Санкт-Петербурге приближается к 50 процентам. В департаменте потребительского рынка и услуг называют, правда, более низкие цифры. Как бы там ни было, мировая статистика свидетельствует: в радиусе одного километра от сетевого магазина умирает около 100 небольших предприятий торговли.

По мнению предпринимателя Ильи Хандрикова, "ситуацию с мелкой розничной торговлей в Москве можно охарактеризовать только как недостаток деятельности столичного департамента поддержки и развития малого предпринимательства и других структур по развитию малого бизнеса". "Торговые сети в России действуют сегодня очень агрессивно. В каком-то смысле это компании-убийцы мелких "коллег", - отмечает Алексей Гордеев, министр сельского хозяйства России.

Ларьки - лишь один из этапов "цивилизации" торговли по версии столичных властей. В планах чиновников - ликвидация вещевых рынков, которые предполагается "переместить в комфортабельные торговые центры". За полтора месяца текущего года в Москве уже закрыто больше десяти рынков. С чем останутся при этом не слишком обеспеченные покупатели, неясно.

- Вещевые рынки - это низкий ценовой сегмент. Если они исчезнут, он останется только у стоковых магазинов, - считает финансовый аналитик Сергей Шведов. - Но ожидать, что все в "стоках" будет дешево, не стоит. Причины две - высокие арендные ставки и отсутствие конкуренции. К примеру, за рубежом одежда, как правило, стоит дешевле, чем в России. Но создает низкие цены не конкуренция между крупными торговыми центрами, а конкуренция небольших магазинчиков.

Специалисты не раз отмечали: Государственная Дума должна принять закон о потребительском рынке. В цивилизованных странах аналогичные законы регулируют долю крупных сетевиков (в том числе и иностранных) на рыночном поле. Иначе малому бизнесу по-прежнему будет приходиться туго. Кстати, руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил недавно о необходимости "снизить границы доминирования для торговых сетей на региональных рынках до 5-8 процентов". Вопросы создания экспертного совета по проблемам "малой" розничной торговли обсуждались на прошлой неделе и в Московской городской Думе. Слова произнесены. Осталось перейти к делу.

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами