Декоративное изображение
5 221

Поделиться

Европа в 2010 году введет минимальный за пять лет объем торговых площадей

По прогнозам аналитиков, в будущем году в Европе будет введен наименьший объем торговых площадей за последнее пятилетие. В результате 2010 год ознаменуется концом эры активного девелопмента торговых центров. Сильнее всего финансовый кризис и спад покупательской активности отразится на рынках России и Украины, на которые еще год назад приходилось более половины новых ритейл-проектов. В то же время, по подсчетам экспертов, основные торговые коридоры Москвы пока еще сохраняют за собой звание наиболее доходных, однако уже к концу 2009 года ставки аренды упадут до минимальных значений за последнее десятилетие.

В результате финансового кризиса в Европе было приостановлено или вовсе отменено строительство около 7 млн кв. м из запланированных ранее торговых площадей, подсчитали в компании Cushman & Wakefield (C&W). Согласно отчету «Развитие торговых центров в Европе», в течение 2009 года во всех странах будет открыто порядка 10 млн кв. м, или 60% от плана. В 2010 году эксперты ждут еще большего снижения показателя — до 7 млн кв. м. «Такие показатели символизируют самый низкий уровень экспансии с 2005 года и означают наступление конца пятилетнего периода роста в развитии торговых центров», — утверждают в C&W.

Эксперты поясняют, что миллионные цифры ввода будут обеспечиваться за счет начатых прежде объектов, тогда как после 2010 года все страны ожидает значительный провал в новом предложении торговых площадей. «В следующие три-пять лет ожидать начала строительства новых торговых комплексов не стоит», — считает директор департамента торговой недвижимости Colliers International Татьяна Ключинская.

Развивающийся российский рынок впервые за долгое время не продемонстрирует рекордных показателей. Специалисты C&W отмечают, что отличительной чертой России стало замораживание не только «бумажных» проектов, но и объектов в активных стадиях. Вследствие этого аналитики затрудняются в оценке конечных объемов ввода, но предполагают, что в 2009 году в нашей стране будет завершен 1 млн кв. м, за которым последуют менее 400 тыс. кв. м в 2010 году. При этом по итогам прошлого года Россия возглавляла европейский рейтинг с объемом ввода 1,65 млн кв. м.

В 2008 году на рынки России и Украины приходилось 58% от заявленных проектов торговых комплексов, тогда как сейчас эта цифра составляет всего 22%. Участники рынка объясняют резкое падение показателей сворачиванием инвестпрограмм ритейлеров, вслед за которыми и девелоперы торговых центров корректируют свои планы.

При этом в Москве даже при условии заморозки девелоперских проектов в ближайшее время не будет ощущаться нехватки торговых площадей: уже сейчас доля вакантных помещений варьируется от 10 до 50% в зависимости от торгового комплекса. По данным Colliers International, на Тверской улице пустует 15,7% площадей, на Кузнецком Мосту — 14,6%. «В сравнении с мартом прошлого года количество сдающихся в аренду помещений в пределах Садового кольца оказалось на 71% больше, а их общая площадь увеличилась на 30%, — рассказывает гендиректор Russian Research Group Денис Колокольников. — При этом число помещений вне центральной части увеличилось только на 39% (общая площадь — на 2%)».

В то же время стремительно дешевеет и сама аренда. В начале 2009 года ставки упали до уровня 2005—2006 годов, что свидетельствует о перегретости рынка ритейла в 2007—2008 годах, утверждают аналитики Cushman & Wakefield/Stiles & Riabokobylko. При этом ставки в наиболее дорогих комплексах еще не снизились до среднеевропейских значений: Петровка, Новый Арбат и Кутузовский проспект все еще стоят до 3 тыс. долл. за кв. м в год, тогда как в Лондоне этот показатель не превышает 2,5 тыс. долл. Однако эксперты прогнозируют, что до конца этого года перегретый российский рынок приблизится к показателям других стран: средняя арендная ставка должна составить 1,2 тыс. долл. за кв. м.

RBC daily

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами