Декоративное изображение
3 168

Поделиться

Европа подложила свинью российским мясникам

Еврокомиссия предложила в три раза увеличить расходы на поддержку сельскохозяйственного экспорта, до 200 млн евро в год, что вызвало тревогу производителей мяса в США. Российским ответом могут стать лишь поддержка отечественных экспортеров на выставках, социальная реклама российских продуктов и ужесточение контроля за качеством импорта.

Еврокомиссия представила проект реформы субсидирования экспорта сельхозпродуктов под названием «Наслаждайтесь, это из Европы» в конце ноября. Брюссель планирует увеличить поддержку экспорта соответствующих производителей с 60 млн евро в 2013 году до 200 млн евро в 2020 году. Это произойдет за счет увеличения возможной ставки софинансирования ЕС-экспортеров с текущих 50 до 60%. Расширится и список товаров, которым может оказываться поддержка (раньше в нее, в частности, не были включены шоколадные изделия и пиво).

Внутренний спрос в Европе достиг потолка и дальше будет лишь падать – к 2050 году население региона сократится до 628 млн человек с 740 млн человек в 2012 году, объяснили свое решение чиновники. На Европу приходится 18% мирового экспорта сельскохозяй­ственных товаров и продуктов на сумму 114 млрд евро.

Инициатива европейцев насторожила американцев. Сейчас власти США ежегодно выделяют на поддержку местного сельхозэкспорта 200 млн долл., но конгресс планирует сократить расходы. Американская федерация экспорта мяса (USMEF) обратилась к властям с просьбой как минимум не сокращать финансирование. «В Америке проживает всего 4% населения Земли, поэтому если мы не отреагируем, то европейцы уведут бизнес у нас из-под носа». В 2012 году экспорт сельскохозяй­ственных товаров США составил 141 млрд долл.

У российских мясников меньше места для маневра. Россия импортирует сельхозпродуктов на 40 млрд долл., а экспортирует на 16 млрд долл. Из них на импорт мяса приходится 7,5 млрд долл., на экспорт – 100 млн долл. (и то в основном в страны Таможенного союза). Руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин рассказал РБК daily, что планирует направить свои предложения по поддержке и защите отечественных производителей в Минсельхоз и Минэкономразвития. «Россия, исходя из обязательств перед ВТО, не имеет права напрямую субсидировать экспорт. Но она может поддержать проведение научных исследований и помочь в проведении зарубежных выставок, чем снизит финансовую нагрузку на производителей. Правительство также может запустить социальную рекламу российских продуктов, поддержав отечественного производителя на внутреннем рынке», – сказал г-н Юшин. Подобный соцпроект под названием «Рыба ждет!» проводился в 2009 году, но его тогда признали неуспешным.

Из-за вступления России в ВТО тарифы на ввозимые продукты по некоторым категориям снизятся в разы – например, в 2015 году пошлины на готовые продукты из мяса (колбасы, сосиски, ветчину) упадут в три раза, до 0,25 евро за 1 кг. Соответственно, российские торговые сети существенно нарастят прямые поставки из Европы, что ударит по российским производителям. Рынок готовых мясных изделий составляет в России около 2,5 млн т, доля импорта – менее 1%.

В рамках ВТО страна-член может вводить защитные меры, например антидемпинговые. Однако это долгая, затратная и не всегда эффективная процедура. Поэтому одним из самых эффективных технических барьеров для ввоза продуктов остаются высокие стандарты качества. «Единственное, чем, по сути, может ответить Москва, – это усиление контроля качества ввозимых товаров уже на границе. Сейчас ветеринарами контролируется только безопасность импортируемых продуктов, то есть наличие превышающих допустимые нормы уровня антибиотиков, тяжелых металлов, микроорганизмов. При этом продукция не проверяется на качество – например, содержатся ли растительные добавки в молочных продуктах, соответствует ли маркировка и заявленные свойства реальным характеристикам товаров. Это делает Роспотребнадзор, правда, уже когда товар поступает на полки магазинов. Но товар в таком случае уже в стране, а отследить всех участников торговой цепочки очень сложно, – пояснил г-н Юшин. – К сожалению, когда во всем мире ужесточается контроль за продукцией, в России думают отдать ветеринарный контроль в руки таможенной службы».

Юлия Калачихина, Алексей Кузьменко, РБК Daily

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами