Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Электронная торговля снижает обороты
Российский рынок интернет-торговли, по оценкам Euromonitor International, стал крупнейшим в Восточной Европе. Это не удивительно, учитывая численность населения нашей страны по сравнению с Польшей, Чехией или Украиной. Рынок еще ждут изменения, но уже качественные, а не количественные. До сих пор топ-20 интернет-игроков в России не занимают даже 20% рынка, а доля e-commerce в ритейле составляет 2-3% (в более развитых странах этот показатель доходит до 10%).
Эксперты McKinsey прогнозируют, что к следующему году объем рынка электронной коммерции в России составит 25 млрд долл. Весной этого года eBay заявил, что интернет-рынок России становится для него приоритетной задачей. Amazon.com сейчас тоже приходит в Россию. Рынок продолжает быть инвестиционно привлекательным, количество платежных сервисов растет. Но если в 2011 году, по данным Data Insight, рост составил 38%, то в 2012 — лишь 29%. Это естественный процесс. Постепенно российский рынок электронной торговли входит во «взрослую» стадию. Период «быстрых» проектов прошел, начинается более сложная работа.
Аналогичные процессы произошли, например, с сегментом онлайн-бронирования гостиниц. В 2010 году рост этого рынка составил практически 50%, но в текущем году ожидается рост в 10-15%, а прогноз на 2014 год — всего 2%. Этот рынок практически сформировался.
Конечно, у интернет-торговли в России огромный потенциал, связанный, в первую очередь, с численностью населения, а также с распространением широкополочного интернета в регионах и постепенным привыканием потребителей к онлайн-шопингу. Однако если посмотреть на статистику, новые «подключившиеся» к Сети — по преимуществу жители небольших городов, люди старшего поколения, пользователи со средними доходами, которые, конечно, еще поднимут продажи, но не кардинально. Наступает фаза равномерного развития. Рост рынка за счет увеличения покупателей практически исчерпан, поэтому игрокам придется искать иные способы развития.
В новой фазе развития рынка электронной коммерции игрокам придется прибегать к новым стратегиям работы с потребителями. Например, помимо традиционных вопросов логистики и доставки, заняться серьезными вложениями в новые технологии, в том числе, технологии взаимодействия с клиентами. Продвинутым участникам рынка надо вкладываться в высокотехнологичные опции на интернет-витринах: внедрять расширенный поиск по сайту, всплывающие подсказки для заполнения форм заказа, видеодемонстрацию товаров. Эти опции облегчают задачу пользователей при выборе и оформлении заказов, а значит, работают на увеличение продаж. Все большую популярность получает мобильная коммерция — покупки через смартфоны и планшетные компьютеры. Значит, надо развивать сервисы в этом направлении.
Развиваются прямые продажи через социальные сети — ссылки в Twitter на конкретные товары, купоны на скидки в Facebook, сообщения об акциях в LinkedIn. Не обойдется и без SMM-продвижения. Изучение поведения пользователей позволит выявить наиболее удобные для клиентов форматы, подстроиться под их пожелания, активнее вовлекать людей в онлайн-шоппинг. По крайней мере, самый продвинутый на сегодняшний день рынок интернет-торговли — американский — пошел в свое время именно таким путем.
Андрей Хромов, руководитель проекта «Аристос» (провайдер официального интернет-магазина Philips в России) для РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?