Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Электронная коммерция в России может расти быстрее
Информационная группа Finam.ru (входит в состав инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провела онлайн-конференцию «Рынок электронной коммерции: тенденции и перспективы роста». Ее участники позитивно оценивают темпы роста и перспективы развития российского рынка электронной коммерции. В то же время, эксперты отмечают, что развитию e-commerce в России препятствует низкий уровень проникновения интернета, недоверие населения к онлайн-ритейлу, а также неразвитость логистической инфраструктуры в стране.
Рынок электронной коммерции в России динамично развивается, отмечают участники организованной «ФИНАМом» конференции. «Рынок растет со скоростью около 30% в год, что на фоне США или Европы является, безусловно, высокими темпами роста, – говорит партнер исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников. – Быстрее расти в такой большой, разнородной и «пожилой» стране, как Россия, рынку e-commerce очень трудно, тем более в отсутствие привлекательных онлайн-предложений в крупнейшем сегменте розницы – торговле продуктами питания».
Рост рынка электронной коммерции по итогам 2011 года составил 25-30%, соглашается с коллегой руководитель сервиса «Яндекс.Маркет» Алексей Авдей: «В «Яндекс.Маркете» количество магазинов за последний год выросло больше чем на 50%, количество предложений от магазинов удвоилось, рост пользователей идет в основном за счет регионов. Можно сказать, что темпы роста привычных категорий – электроники и бытовой техники – снижаются, но за счет бурного роста новых категорий (одежда, детские товары) прирост в целом сохраняется на уровне предыдущих лет. В будущем, думаю, будут активно расти также товары для дома, мебели, ремонта – все то, что сейчас плохо представлено в сети».
Директор по маркетингу стола заказов E5.RU Дмитрий Голдов оценивает перспективы роста рынка электронной коммерции «как хорошие, причем, учитывая, что реальная конкуренция почти во всех товарных группах еще и не наступала, на ближайшие года 3 все также будет хорошо или очень хорошо, как 5 лет до этого», – прогнозирует г-н Голдов.
В то же время, по мнению экспертов, электронная коммерция в России могла бы развиваться и более высокими темпами. «На сегодняшний день всё еще остались те «болячки», которые существуют практически с самого открытия OZON.ru: большая часть платежей – это все еще наличные; увеличенная комиссия банков для интернет-платежей; необходимость обеспечивать логистику и доставку своими силами; пробелы в законодательстве», – говорит руководитель цифровых продаж OZON.ru Михаил Осин.
Развитие рынка электронной коммерции сдерживает низкая автоматизация внутри компаний, утверждает генеральный директор ADV/web-engineering Алексей Персианов: «Существует разрозненность между онлайновой составляющей бизнеса и логистической. Также в компаниях часто недостаточно хорошо развиты клиентские базы данных. Это сильно ограничивает количество предлагаемых сервисов и качество рекомендательных систем».
В свою очередь, директор интернет-направления re:Store Игорь Попов основным фактором, сдерживающим развитие e-commerce, видит неразвитость логистической инфраструктуры: «Все остальные проблемы, так или иначе, преодолимы. Этот (фактор – прим.) – требует капитальных затрат и времени, развития транспортной инфраструктуры со стороны государства в том числе».
Г-н Авдей основной проблемой рынка электронной коммерции считает невысокий уровень проникновения интернета в России, а также его стоимость. К тому же, констатирует эксперт, люди до сих пор не доверяют электронной торговле: «По данным TNS, большинство интернет-пользователей выбирают товары в интернете, но покупают в нем только 50% от выбиравших. Не все готовы платить кредитными картами и электронными деньгами, хотя с развитием рынка ситуация меняется – за товары из категории «Одежда» уже больше 40% покупок происходят с помощью безналичных средств. Также тормозит развитие невысокий уровень сервиса (он отпугивает новых пользователей, которые сначала делают «пробные» покупки) и проблемы с доставкой».
Отдел по связям с общественностью и СМИ инвестиционного холдинга «ФИНАМ»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.