Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Эксперты: потребление продовольствия снижается
Макроэкономическая статистика свидетельствует о замедлении экономического роста. Уже сейчас, на фоне ставшей отрицательной динамики инвестиций в основной капитал и крайне низких темпах роста промышленного производства, вопросы о мерах, необходимых для поддержания экономического роста встают гораздо более остро, чем еще квартал назад.
Одним из немногих, если не единственным фактором, все еще позитивно влияющим на динамику российской экономики, остается потребление населения. Действительно, первые два квартала темпы роста розничного товарооборота были на уровне не ниже предыдущего года (7,6% и 7% соответственно). В третьем квартале они несколько снизились и составили 4,6%.
Высокая динамика потребления в первой половине года обеспечивалась, главным образом, за счет значительных темпов реальной заработной платы, которые составляли в первом и втором квартале 10,3% и 11,3% соответственно. Оценка по третьему кварталу составила 6,9%. Однако, если бы не общее замедление экономики, то и эти темпы выглядели бы вполне нормально. Все-таки двузначная динамика реальной зарплаты для нашей страны – это довольно много.
Вернемся к потреблению. Основным источником замедления динамики розничной торговли являются продовольственные товары. Точнее цены на них. Общий уровень потребительских цен на продовольственные товары по прежнему очень близок к порогу покупательной способности. Такая ситуация сформировалась во время необоснованного роста продовольственных цен в 2010-2011 годах. Сейчас накопленный уровень продовольственных цен уже два месяца превышает аналогичные показатели предыдущего года. В результате динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами снизилась с 4,3% в июне, до 0,5% в сентябре.
Оборот непродовольственной розницы, напротив, сохраняет довольно высокие темпы роста (8% в сентябре). Иными словами, население по-прежнему готово покупать товары длительного пользования. Очевидным инструментом поддержания этого стремления являются процентные ставки по кредитам.
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.