Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Эксперт из Германии приговорил ритейл России
Глава Европейского совета по экспорту текстиля и одежды Райнхард Депфер утверждает, что дни каждого третьего российского ритейлера одежды сочтены. Однако российские эксперты одежного рынка считают такую оценку чересчур пессимистичной.
Каждый третий из 42 тысяч российских ритейлеров, занимающихся одеждой, может уйти с рынка до конца 2009 года, заявил глава Европейского совета по экспорту текстиля и одежды (EFTEC) Райнхард Депфер (Reinhard Doepfer), сообщает Bloomberg. По его мнению, к началу 2010 года их останется только 28 тысяч. Свой настолько пессимистичный прогноз эксперт объясняет снижением продаж одежды в РФ из-за сокращения доходов населения.
Как ранее сообщал BFM.ru, продажи одежды еще в апреле 2009 года упали на 20–40% в зависимости от игрока рынка и его магазинов. И рынок все еще продолжает переживать рецессию, хотя стоит отметить, что относительно IV квартала 2008 года продажи несколько стабилизировались. И если в начале кризиса потребители первым делом сократили расходы на одежду и белье класса люкс, то сейчас они сокращают покупки и в среднем ценовом сегменте, да и в торговые центры стараются заходить реже. Недавнее исследование компании «Ватком» показало, что с марта по июль падение посещаемости торговых центров составило 8%, если сравнивать год к году.
По данным Росстата, столь значимое снижение потребительской активности привело к тому, что оборот розничной торговли в России в июне 2009 года снизился на 6,5% по сравнению с июнем прошлого года.
Черная полоса в работе российских ритейлеров не могла не сказаться и на отношениях с зарубежными партнерами. Райнхард Депфер пожаловался на то, что из-за несоответствия требованиям германские поставщики уже удалили от 20% до 30% российских ритейлеров из списка своих партнеров. По его словам, производители одежды отмечают, что порядка 35% поставленной российским ритейлерам текстильной продукции не будет распродано этим летом из-за сокращения потребительского спроса. А значит, существенно снизятся заказы от российских сетей и на зимний период.
По мнению директора компании Esper Group Екатерины Петуховой, слова о несоответствии минимальным требованиям к партнеру означают просто, что компании неплатежеспособны, и, вполне вероятно, не оплатили или недовыкупили предыдущую коллекцию. «Тут нужно отметить, что германские компании просто озвучили цифры — если посчитать, что происходит с теми, кто закупает итальянские бренды, картина получится не лучше. Но происходящее нельзя назвать очень печальным трендом — по сути, рынок очищается от игроков, не способных вести эффективную деятельность».
Помимо кризиса неплатежей, германским дистрибуторам приходится сталкиваться с еще одной проблемой, которая связана со спецификой поставки одежды в Россию — с так называемыми лицензионными платежами. Когда ввозится брендовая одежда, она включается в реестр интеллектуальной собственности, и поставщику следует заплатить компании или собственнику товарного знака роялти. Роялти включается в таможенную стоимость и от этого полная стоимость ввозимой продукции возрастает. Сейчас сложилась противоречивая практика, которая связана с тем, что, с одной стороны, есть таможенное требование о включении роялти, но, с другой стороны, есть случаи, когда включать не нужно. Компании находятся в двояком положении: если роялти включить, стоимость таможенных платежей возрастает, а в след за ней растет цена в рознице, но если не включать, есть риск проверки таможенной инспекции, которая заведет дело о занижении таможенных платежей. И сейчас для многих компаний, поставляющих одежду в Россию, решение проблем с таможенным оформлением — вопрос номер один.
Эксперты EFTEC подсчитали, что объем экспорта германских производителей текстильной продукции в Россию в I квартале снизился на 6% до 162 млн евро. Продажи в Россию продолжат снижаться и в осенне-зимний период — на 30%, как считают эксперты из Германии. Всего же, по оценкам EFTEC, в прошлом году Германия поставила в Россию одежды примерно на 750 млн евро. Италия, для сравнения, — на 1,25 млрд евро.
В подсчетах германских аналитиков не приходится сомневаться. Представитель одной из компаний–таможенных брокеров рассказал BFM.ru, что импорт текстильной продукции из Германии показывает отрицательный прирост в 30,8%, однако тут нужно учитывать, что приведенная цифра включает как одежду, так белье и другие товары.
Несмотря на справедливость оценки состояния российского одежного ритейла, Райнхардом Депфером, скорее всего, имеет в виду продажи одежды верхнего ценового сегмента, к которому относится Hugo Boss, приводимый в пример экспертом. Германский люксовый бренд отчитался на прошлой неделе, и по оценке компании, сокращение продаж в Восточной Европе без учета курсовых разниц составило 35%. Стоит отметить, что для производителя российский рынок является важнейшим в этом макрорегионе.
Говоря о среднем и ниже среднего ценовых сегментах, нужно учитывать, что снижение продаж, безусловно, есть и здесь, но не столь стремительное, как в группе люксовых товаров. Эксперты российской модной индустрии называют прогноз главы EFTEC очень пессимистичным. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс считает, что только от 10% до 20% российских ритейлеров могут обанкротиться в текущем году, но никак не треть. Часть закупок у германских производителей будет замещена импортом более дешевой китайской продукции. «Многие розничные сети могут сокращать число магазинов, но это не означает их полного исчезновения». А сведения одного из таможенных брокеров только подтверждают слова российского эксперта — прирост импорта одежды из Китая за последние полгода составил 7,7%.
Екатерина Петухова из Esper Group также считает, что заявление Допфера звучит сенсационно, но «на деле все гораздо прозаичнее». По ее мнению, данная экспертом количественная оценка ритейла вызывает определенные сомнения. Но даже не это столь важно. «В первую очередь, нужно оговорить качественные характеристики этих ритейлеров, — предлагает Петухова. — Скорее всего, господин Допфер даже не предполагает, кто скрывается за этой «третью российских ритейлеров», которые, по его мнению, уйдут с рынка.
Важно то, что в крупных российских городах, причем как в столице, так и в регионах, обязательно присутствуют два серьезных пула игроков: одни занимаются продажей определенного набора итальянских марок (как правило, это бренды Ittiere Group), а второй — германских. И очень часто это какие-то очень мелкие игроки или вообще люди, занимавшиеся другим бизнесом, но решившие вложить свободные деньги в развитие магазина одежды.
Екатерина Петухова объяснила, что германским маркам удалось добиться такого широкого распространения в России за счет того, что почти с самого начала продажи были сосредоточены в руках нескольких крупных дистрибьюторов — так остается и до сих пор. «Взять, например, такого игрока как MTG Germany — эта компания на нашем рынке уже 15 лет. Modamo, Steilmann Osteuropa. Главный момент для региональных и мелких игроков — при закупках у них не нужно думать о таможенном оформлении. Доставка нужна тоже только по территории России. Если представить, что для мелкой компании или частного предпринимателя стоит за словами «оформление груза на таможне», то вопросы отпадают сами собой.
Но при этом ни один поставщик не откажется работать с крупными российскими компаниями, например, с «Холдинг Центром», имеющем 12 магазинов Hugo Boss, 4 – Escada, 5 универмагов в Москве, а в списке поставщиков — самый большой пул германских торговых марок, на многие из которых действуют эксклюзивные права на продажи в России.
Кстати, один из экспертов, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что «Холдинг Центр» планировал открыть самый большой монобренд Hugo Boss в Европе — в торговой галерее при бывшей гостинице «Москва», которая после реконструкции станет «4 seasons». Но пока не ясно, откроет ли его компания в ближайшее время, однако от идеи отказываться она точно не будет. В самой же компании комментарий на этот счет предоставить не смогли.
Екатерина Петухова также рассказала, что серьезная проблема для Германских брендов еще и в том, что их целевая аудитория — люди, ценящие в одежде прежде всего функциональность и качество. «Они не гонятся за модой. В кризис эти люди, конечно же, будут экономить, и одежда — чуть ли не первое, на чем они это делают. То есть покупать они будут, скорее всего, где и всегда, но гораздо реже. Плюс к этому, большинство германских брендов относятся к среднему и среднему верхнему ценовому сегменту — по ним кризис ударил очень серьезно. Нельзя забывать и о том, что пик платежеспособного спроса для аудитории этих брендов уже не будет таким, как 10 лет назад».
Эксперт считает, что уход германских производителей с нашего рынка практически невозможен. «Россия для большинства из них — очень важный рынок экспорта, и сдавать его без боя было бы довольно странным».
Говоря о тех, кто уже покинул Россию, стоит заметить, что это не исключительно германские марки. Самые громкие закрытия кризиса — Diesel и Kookai. Однако по поводу Diesel Екатерина Петухова высказала мнение, что этот уход временный. « Компания закрепилась на рынке за счет партнеров, с которыми работала. Через некоторое время, что может быть связано с контрактными обязательствами перед партнерами, она выйдет на рынок самостоятельно. Такая стратегия для итальянских брендов совсем не редкость». Kookai же ушла в том числе из-за внутренних проблем компании, а не только из-за падения продаж.
«Просто кризис поставил компании на такую грань, когда нужно было в условиях падающих доходов от текущей операционной деятельности найти средства на производство и дальнейшую работу, — объясняет Петухова. — Нужно помнить, что при заказе байеры оплачивают 30% инвойса, а после поставки товара — остаток в 70%.
Те, у кого были серьезные разрывы кэш-флоу, с трудом и не без последствий пережили эту ситуацию. Легко работать на рынке, который растет как на дрожжах, поэтому о реальной эффективности компаний можно судить только теперь, после проверки их кризисом».
BFM.ru
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.