Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Экоовощи получат свой закон
и маркировку и будут стоить на 30% дороже
Как стало известно РБК daily, Госдума готовит законопроект, который позволит потребителям узнать, какие продукты экологически чистые, а какие – нет. Определенным знаком будут маркироваться товары, соответствующие «зеленым» стандартам Евросоюза. По оценкам участников рынка, стоить они будут на 30% дороже. Но основные затраты понесут не покупатели, а государство, которое должно будет вложиться в продвижение идеи здорового питания.
Главное отличие экопродуктов от обычных заключается в том, что их выращивают по особым технологиям без использования химических удобрений и других вредных веществ. Такая «чистота» сказывается на цене – согласно мировой практике, она увеличивается примерно на 30%, говорит основатель группы компаний «Белая дача» Виктор Семенов.
В Европе, чтобы потребитель был уверен, что покупает действительно чистый продукт, была введена единая утвержденная властями маркировка, которая гарантирует, что прежде, чем выложить урожай на прилавок, его проверили на наличие химикатов. Такую же единую государственную маркировку и систему контроля в России предлагает внедрить депутат-единоросс Надежда Школкина. По ее оценкам, экологическое сельское хозяйство может занять порядка 10% рынка.
До конца осенней сессии проект соответствующего закона будет направлен на утверждение в правительство, а затем будет вынесен на рассмотрение Госдумы, рассказала РБК daily г-жа Школкина. Все стандарты, которые она прописала в законопроекте, соответствуют европейским, ведь если хоть по одному пункту российские экопродукты не будут проходить, они не попадут на прилавки ЕС, говорит она.
Председатель совета директоров агрокомбината «Московский» Евгений Сидоров считает правильным, что депутаты обратили внимание на производство экологически чистых продуктов. «Но для начала надо четко определить, что понимать под этим термином и какие технологии применять в таком производстве», – добавляет он. Бизнесмен призывает провести консультации с производителями и общественностью, иначе, по его мнению, закон может получиться популистским. К примеру, закон о торговле, который разрабатывался для потребителей, на самом деле не принес им пользы, отмечает г-н Сидоров.
Сам по себе закон ничего не решит, уверен Виктор Семенов. Важно довести до потребителя этот бренд: «экологически чистый продукт». «Это огромные деньги», – говорит он. К тому же российские сельхозпроизводители разобщены и не доверяют друг другу, чтобы выдерживать стандарты и проводить совместную рекламу. Нужна мощная поддержка государства по объединению бизнес-сообщества, чтобы сейчас развить это направление. Без такой поддержки производители придут к объединению через 15–20 лет.
Европейским властям удалось заставить потребителей платить дороже за продукты с наклейкой «БИО» благодаря большой пиар-кампании среди населения. Жителей ЕС не только убеждали в том, что эти продукты полезны для здоровья, но и подкрепляли это тем, что каждый помидор или огурец тщательно проверяют, прежде чем он попадает на полки магазинов. Г-жа Школкина говорит, что российским властям придется также задуматься над серьезным продвижением. Депутат предлагает создать для этого специальное агентство.
Моду на экопродукты одной из первых в России поддержала «Ростик Групп», известная своим ресторанным подразделением «Росинтер». В конце 2011 года компания открыла в Мытищах «Экобазар» площадью 10 тыс. кв. м, инвестировав в него 20 млн долл. После открытия посещаемость комплекса составляла 6–7 тыс. человек по будним дням и 8–9 тыс. в выходные. В планах «Ростик Групп» было открытие еще девяти базаров.
Председатель Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович полагает, что принятие закона привлечет интерес потребителей к уже существующим экологическим производствам, в частности к биодинамическим винам. «У нас есть несколько небольших производств, которые в рамках этой тенденции производят вина без использования ядохимикатов при обработке виноградников, – рассказывает он. – Если будут введены единые госстандарты экологических продуктов, эти хозяйства воспользуются появившейся возможностью и получат право на соответствующую маркировку».
В Госдуме считают, что если с потребителем договориться будет относительно легко, то заставить сельхозпроизводителей отказаться от вредных удобрений окажется сложнее. В Европе проблему решили путем стимулирующих выплат предприятиям, которые решили перейти на экостандарты (от 210 до 900 евро за га). Экофермерам к тому же продолжают доплачивать за поддержание своего «чистого» хозяйства (от 170 до 720 евро за га). В российском законопроекте эти стимулирующие выплаты вряд ли будут прописаны – их необходимо включить в программу развития сельского хозяйства, считает г-жа Школкина.
Анастасия Новикова, Алексей Кузьменко, Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?