Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Экономика ждет продолжения девальвации
На ней намерены заработать и компании, и физические лица
В январе 2015 года вклады домохозяйств в банковской системе выросли на 15,8%, а компаний – на 50,9% в годовом выражении, сообщил вчера Банк России. Бурный рост депозитов не связан с увеличением склонности граждан к сбережениям – они, как и предприятия, выигрывают от валютной переоценки, увеличивая краткосрочные вложения на фоне роста ставок. Вместе с тем доля валютных вкладов физических лиц уже фактически достигла, а компаний – превысила пиковые показатели кризиса 2008–2009 годов.
Обновленный мониторинг банковского сектора ЦБ фиксирует нетрадиционно резкое увеличение средств, привлеченных банками от граждан и компаний в январе 2015 года. За месяц в первом случае они впервые с января 2014 года выросли на 4,2%, во втором – на 12,7%, чего не наблюдалось последние шесть лет. Основная причина столь бурного увеличения вкладов домохозяйств – валютная переоценка. На начало февраля 2015 года доля валютных банковских сбережений граждан выросла до 30,1% против 19,5% на начало февраля 2014 года. На пике предыдущего кризиса это соотношение составляло 34% на 1 марта 2009 года против 13,6% на 1 июля 2008 года. Схожая динамика наблюдается и в счетах юридических лиц. Согласно оценкам Михаила Хромова из ИЭП им. Егора Гайдара, за 2014 год доля валюты в них подскочила с 22,2% до 35,1% (за 2008 год – с 13,5% до 26,9% соответственно).
Пользуясь разными весами в отношении доли депозитов домохозяйств в долларах и евро, опрошенные “Ъ” аналитики ИЭП и ЦМАКП пришли к общему выводу: в январе новых валютных депозитов граждане не вносили. Рублевые вклады же похудели на 200 млрд руб. Впрочем, на фоне сверхвысоких ставок по коротким вложениям (до года) последние за месяц прибавили 1,6%, подсчитали в ЦМАКП. Длинные же депозиты продолжают сокращаться – на 20% только за январь и 42% по итогам декабря 2014 года. Уровень доверия домохозяйств к банковской системе остается крайне низким. «Граждане выбирают безопасность и сохранность рублевых сбережений и, вероятнее всего, сохраняют их на потребление в ближайшем будущем»,– полагает Игорь Поляков из ЦМАКП. Его должна поддержать и наличная валюта. Чистые покупки долларов гражданами в 2014 году ЦБ оценивает в $34 млрд (в дополнение к $20 млрд, которые уже были на руках), что сопоставимо с покупками на пике кризиса 2008–2009 годов, когда они составили $35 млрд за четвертый и первый кварталы соответственно.
Логика российских нефинансовых компаний мало чем отличается от логики домохозяйств. На начало 2015 года объем их валютных счетов в банках достиг $104 млрд, $78 млрд из которых размещено на срочных депозитах. За 2014 год последние выросли на $20 млрд, доход от переоценки валютных вкладов превысил 1,5 трлн руб. При этом доля депозитов в средствах корпоративных клиентов достигла рекордных 63% (снизилась до 59% в январе, вероятно, из-за валютной переоценки), а их номинальная величина стала сопоставима с месячным оборотом российской экономики. «Такая ситуация стала следствием как высоких процентных ставок, так и девальвации национальной валюты, что вместе обеспечивает для российских предприятий весьма доходную альтернативу инвестициям в реальные активы»,– замечает Михаил Хромов.
Между тем пока эффект ажиотажного спроса на валюту (при ее большей девальвации – 72,2% к доллару в январе 2015 по сравнению с декабрем 2014 года и еще 8% с 1 по 25 февраля 2015 года) меньше того, который наблюдался в кризис 2008 года. По оценкам ИЭП, в 2014 году все средства в валюте увеличились на $14,6 млрд. а в 2008 году – на $56,6 млрд. Но за январь 2015 года объем валютных счетов благодаря корпорациям вырос еще на $1,9 млрд.
Ожидать заметного увеличения рублевых вкладов на фоне курсовой неопределенности, растущей инфляции и снижающегося доверия к банковской системе не приходится. При условии стабилизации курса и замедления инфляции во втором полугодии, домохозяйства, скорее всего, будут постепенно расходовать валютные накопления для поддержания потребления в условиях ожидаемого падения реальных доходов, а юрлица – на выплату внешних долгов, полагает господин Хромов. С таким сценарием соглашается и Игорь Поляков – однако при продолжении колебаний курса на 5–7% склонность к потреблению будет возрастать, полагает он.
Алексей Шаповалов, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?