Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
7 333
Поделиться
Екатеринбург. Рынок бытовой техники: карусель аутсайдеров
Смена вех на рынке бытовой техники Екатеринбурга заставила участников перебраться в Интернет или же вовсе уйти в историю пионеров уральского бизнеса, некогда плотно контролировавших свои доли на рынке бытовой и цифровой техники. Сильные местные бренды 90-х и начала нулевых – «Кардинал», «Уральский вал» и «Оникс» – ныне не встретишь ни в одном торговом центре Екатеринбурга.
Во многом сдача позиций произошла из-за активной политики освоения российских регионов федеральными ретейлерами. Так в середине 2000-х в Екатеринбурге уже присутствуют все крупнейшие федеральные компании: «Эльдорадо», «Мир», «М.Видео» и «Техносила». Региональный рынок представляют четыре крупные местные торговые сети: «Кардинал», «Оникс», «Уральский вал» и «Норд». По оценке большинства аналитиков, рынок бытовой техники оказался поделен между федеральными и местными игроками примерно поровну.
Но уже в 2008 году ситуация изменилась: две старейшие уральские сети бытовой техники «Уральский вал» и «Оникс» объявили о слиянии под брендом «Уральский вал», что по оценке экспертов больше походило на поглощение, поскольку сам по себе бренд «Оникс» существовать перестал. Со слиянием «Уральского вала» и «Оникса» на рынке Екатеринбурга осталось лишь три торговые сети без московской прописки: «Норд», «Уральский вал» и «Кардинал».
Спустя три года, в 2011 году, Екатеринбург попрощался с еще одним из старейших уральских брендов рынка бытовой техники и электроники. Магазины сети «Кардинал» Рафаэля Шихова изменили свою вывеску на «Samsung». Дело в том, что через два года после своего открытия – в 1996 году – сеть «Кардинал» стала региональным дилером компании Samsung Electronics и долгие годы сохраняла ведущие позиции в этом сегменте, даже признавалась лучшим региональным партнером Samsung в России. В результате со временем Samsung поглотила своего постепенно сдающего позиции партнера.
Незадолго до открытия под новым брендом сеть магазинов «Кардинал» стала стремительно терять свои позиции на рынке бытовой техники. Ее потеснила удмуртская сеть «Корпорация «Центр». Начав экспансию в Екатеринбург, гости «выдавили» бизнес Рафаэля Шихова из ТЦ «Гудзон».
Компания «Центр» появилась на Урале в 2010 году: в мае открылся магазин в Нижнем Тагиле, в августе – в Каменске-Уральском, а в сентябре – в Екатеринбурге. Открытие состоялось в торговом центре «Гудзон», где на тот момент работал «Кардинал» Рафаэля Шихова. «Кардинал» по соседству с «Центром» не прожил и двух месяцев, и с 1 ноября 2010 года съехал. Вскоре под удмуртским брендом начал работу второй магазин в ТРЦ «Кит».
Ценовая политика, на перевес с которой предприниматели из Ижевска начали завоевывать рынок бытовой техники Екатеринбурга, по оценкам экспертов, строилась на введении покупателей в заблуждение. Реклама торговой сети пестрела скидками вплоть до 50%. Однако на деле оказалось, что весь товар, на который предоставлялась скидка, в других сетях продавался дешевле, причем без указания на какое-либо снижение цен. Однако агрессивный маркетинг дал свои плоды: и по сей день «Корпорация «Центр» процветает на рынке Екатеринбурга. Так, в столице Урала насчитывается 6 магазинов сети.
Оставить свой бизнес на плаву сегодня изо всех сил пытается и основатель старейшей региональной сети магазинов «Норд» Илья Борзенков. В настоящее время он сконцентрировался на своем новом детище – интернет-магазине бытовой техники «Лого», который предприниматель активно продвигает в Сети. Это дает все основания полагать, что вскоре с рынка бытовой техники может исчезнуть и еще один старейший региональный игрок – сеть магазинов «Норд».
Нелегкая судьба на Урале ожидала и федеральных ретейлеров. В разное время сразу несколько федеральных торговых сетей – «Мир» и «Техносила» – потеряли свои позиции.
Московская сеть «Мир» закрыла сразу все три своих магазина из-за финансовых трудностей и перебоев с поставками еще в 2009 году. Тогда же в свердловский арбитраж с заявлением о собственном банкротстве обратилась сеть бытовой техники «Уральский вал». Ныне бренд «Уральский вал» представлен в сети Интернет одноименным интернет-магазином с весьма широким ассортиментом.
А ровно год назад – в феврале 2012 года – в Екатеринбурге начали закрываться магазины сети бытовой техники и электроники «Техносила». Первый магазин закрылся в торговом центре «Фан Фан», его заменил магазин «Эльдорадо». И вот, 3 января 2013 года в ТРЦ «Гринвич» закрылся последний магазин «Техносила». Это был единственный магазин сети в Екатеринбурге.
После ухода «Техносилы» на региональном рынке остались такие сети магазинов бытовой техники и электроники, как «М.Видео», «Норд», «Эльдорадо», «Корпорация Центр», Samsung и Media Markt. Последняя (немецкая) сеть сразу обозначила свои серьезные намерения по завоеванию рынка. В декабре 2012 года в новом ТЦ «Радуга» открылся уже третий магазин Media Markt.
Однако сегодня на рынке бытовой техники Екатеринбурга стагнация. Новая веха развития рынка была ознаменована приходом трансконтинентальной сети Media Markt. Но с тех пор прошло ни много ни мало больше двух лет. Открытый в конце 2009 года с помпой и шумом в самом центре Екатеринбурга Media Markt с тех пор обзавелся лишь двумя собратьями.
Впрочем, на столь сложный рынок Екатеринбурга пытаются выйти и сети из других регионов. Так, совсем недавно состоялось открытие новосибирского магазина бытовой техники и электроники «Терминал.ру», который попытался создать уникальный формат продажи товара. Его принципиальное отличие от обычных торговых точек, работающих в этом формате – отсутствие в зале для покупателей товаров и продавцов-консультантов. Вместо них стоят терминалы, оснащенные программой для консультирования покупателей. Однако эксперты не сулят гостю долгую жизнь, поскольку «Терминал.ру» полностью дублирует деятельность интернет-магазинов бытовой техники, коих в Сети сегодня множество.
Ольга Кондрашова, УрБК
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.