Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Екатеринбург ожидает крупный передел собственности в сфере торговли
До конца года в Екатеринбурге появится четыре новых торгово-развлекательных центра. Однако на рынке уже имеется 11 тысяч квадратных метров, не занятых арендаторами, а строительство 37 объектов недвижимости заморожено.
В сентябре в Екатеринбурге будет сдан очередной торгово-развлекательный центр площадью 32 тысячи квадратных метров. К концу года распахнут двери еще три молла, а общее их количество достигнет двадцати пяти. В результате уровень обеспеченности города торговыми площадями достигнет 920 квадратных метров на тысячу жителей. Администрация Екатеринбурга, однако, не собирается на этом останавливаться: по словам вице-мэра Виктора Контеева, уже известно, какие объекты будут возведены в 2010 году, и в настоящее время формируется титульный список строительства на 2011-й.
Между тем ситуация на рынке ритейла весьма непростая. Объем товарооборота в городе не снижается, но денежные потоки смещаются в сферу услуг, что явно говорит о снижении спроса населения на новые товары. Федеральные торговые сети принялись оптимизировать затраты, направив львиную долю финансовых потоков через собственные распределительные центры. В Екатеринбурге продолжает сокращаться количество оптовых структур, подвизавшихся на ниве поставок товаров массового спроса.
По данным Виктора Контеева, в Екатеринбурге ежемесячно закрывается от 10 до 40 торговых предприятий. В городе насчитывается 11 тысяч квадратных метров площадей, не занятых арендаторами. Цифра эта будет увеличиваться: в 2009 году на рынок недвижимости поступит 205 тысяч квадратных метров новых площадей, из них бизнесом востребовано не более 150 тысяч.
Администрация города тем не менее рассчитывает, что к 1 января 2010 года в торговых центрах не будет ни одного свободного "квадрата". Правда, эксперты не разделяют оптимизм чиновников.
Генеральный директор компании, управляющей объектами недвижимости, Евгений Гриханов считает, что в связи с падением доходов население вновь возвращается на рынки, и властям надо учитывать эту тенденцию. В Екатеринбурге же пока не собираются отказываться от курса на увеличение продаж через торговые центры. В частности, прогнозируется, что в скором времени закроется еще два рынка из-за непомерной налоговой нагрузки.
Генеральный директор международного института менеджмента Владимир Ромашев в связи с этим заметил, что местные власти вместо того, чтобы создавать новые рабочие места для пополнения бюджета, увеличивают арендные ставки на землю и муниципальные площади, что ведет к закрытию рынков, опустению торговых центров, снижению поступлений в бюджет. Возможно, такое происходит потому, что деятельность городских ведомств порой несогласованна: одни чиновники занимаются формированием бюджета, другие - вопросами недвижимости. В итоге, отмечает эксперт, Екатеринбург превратился в город торговых центров.
- Чудес не бывает, и если потребительский спрос в ближайшее время не увеличится, то на рынке ритейла неизбежны серьезные изменения, - считает исполнительный директор некоммерческого партнерства участников потребительского рынка Алексей Подоляко. - Даже в докризисное время далеко не все торговые центры оказались эффективными предприятиями, а потому возможно их поглощение более успешными конкурентами. Кто-то выстоит и в кризис, а кто-то и в благополучные годы не сможет нормально функционировать. Однако запас прочности у торгового бизнеса на исходе.
Виктор Контеев подтвердил, что Екатеринбург находится на рубеже серьезного передела собственности: в настоящее время нет денег на достройку 25 крупных объектов недвижимости и 12 мелких. Чиновник полагает, что падение стоимости торговых площадей достигло дна и настало время их приобретать. И надеется, что в скупке незавершенных объектов недвижимости самое активное участие примут крупные российские и иностранные девелоперы.
Владимир Ромашев, однако, не уверен, что это поможет Екатеринбургу успешно развиваться в дальнейшем. Город, по его мнению, должен начать уже что-то и производить, ибо у населения скоро могут закончиться деньги на покупку товаров.
Интервью
Про рецепты создания цепляющих роликов и какой должна быть реклама FMCG?