Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Екатеринбург двигает торговлю
Усиливается конкуренция городских ТЦ
К 2020 году в Екатеринбурге будет функционировать 44 торговых центра. Как сообщили вчера представители горадминистрации, к этому времени доля торговых площадей в формате ТЦ в городе будет составлять более 50%, на треть превысив европейские показатели. Отраслевые аналитики говорят о перенасыщении рынка и предполагают, что новые торговые центры не смогут собрать пул арендаторов. А рост конкуренции может привести к уходу с рынка старых объектов или к значительному снижению ставок аренды в них.
Как рассказала заместитель председателя комитета по товарному рынку администрации Екатеринбурга Наталья Фирстова, до 2020 года в городе планируется построить еще 18 торговых центров. С уже существующими объектами в городе будет функционировать 44 ТЦ. «Общая торговая площадь вновь построенных центров составит 690 тыс. кв.м. А средняя площадь объектов увеличится с 24 кв.м до 37 тыс. кв.м. На 1 января 2012 в торговых центрах расположено 42,5% всех торговых площадей города. К 2020 году доля торговых площадей в формате ТЦ в общем объеме площадей будет составлять более 50%. Что превышает европейские показатели, которые составляют 30–35%», – рассказала госпожа Фирстова. По ее словам, застройщики подтвердили свое желание реализовывать проекты, администрация со своей стороны готова выступить связующим звеном между девелоперами и будущими арендаторами.
По данным Jones Lang LaSalle, на конец 2011 года объем качественных торговых площадей в Екатеринбурге составлял около 405,9 тыс. кв.м. Екатеринбург, по подсчетам компании, занимает четвертое место в России после Казани, Самары и Санкт-Петербурга, опережая Москву. По данным компании, на 1 тыс. жителей здесь приходится 301 кв.м, а до конца 2013 года обеспеченность торговыми площадями в Екатеринбурге должна вырасти до 412 кв.м. «Несмотря на значительный объем введенных центров, Екатеринбург по-прежнему остается привлекательным для развития ритейла. Это третий экономический рынок в России, с активными темпами роста товарооборота. В то же время в городе есть ряд реализованных проектов, многие торговые операторы уже представлены, причем не в одном ТЦ, поэтому вполне возможен вариант, что при реализации озвученных планов рынок будет перенасыщен», – считает старший консультант отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Мария Шумяцкая. По ее словам, темпы развития торговых операторов изрядно уступают темпам строительства новых торговых центров, и в результате объекты могут столкнуться с проблемой неполного заполнения площадей или совпадения пула арендаторов. «Это приведет к усилению конкуренции, что может привести к уходу с рынка старых объектов или к значительному снижению ставок аренды в них. Новые ТРЦ также будут бороться за арендатора и будут вынуждены проседать по цене», – отметила она, добавив, что компания сейчас «очень аккуратно» советует своим клиентам выходить в Екатеринбург, правильно оценивая потенциал проекта.
Аналогичного мнения придерживается и директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. «Власти региона традиционно лояльно относятся к застройщикам, занимающимся торговой недвижимостью. Но количество ТЦ, которое заявлено сейчас, выглядит пугающе. Проблема заключается не в возможности девелопера построить новый объект, а в возможности ритейлера зайти туда и получать прибыль. В итоге строить проекты с окупаемостью, например, в 15 лет девелоперу вряд ли будет интересно», – рассуждает эксперт. Господин Могила сомневается, что ритейл поддержит такие планы по количеству торговых центров. По его мнению, сейчас самым оптимальным вариантом с точки зрения затрат на строительство и доходности являются ритейл-парки. По мнению директора по развитию департамента торговой недвижимости Knight Frank Александра Обуховского, интерес для уральского рынка могут представлять качественные универмаги среднего и выше среднего ценового сегмента. «Пока в Екатеринбурге функционирует один универмаг такого уровня – «Стокманн». В целом, будущее остается за форматами, которые поймут, что они продают не товары, а услуги», – отметил он.
Татьяна Дрогаева, Мария Плюснина, ИД Коммерсант, Екатеринбург
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.