Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ЕГАИС за год не сумела сократить 50-процентные объемы теневого алкогольного рынка
Система ЕГАИС не оправдала ожиданий: за год ее работы объемы теневого рынка алкоголя осталась на прежнем уровне в 50%, считают аудиторы Счетной палаты. Чтобы изменить ситуацию, они предлагают изменить систему налогообложения алкогольной отрасли и взимать акциз не с готовой продукции, а с этилового спирта. Однако участники рынка считают, что выводы делать рано: из-за проблем с запуском ЕГАИС легальный рынок в 2006 году "просел" на 10%.
В распоряжении Ъ оказалась аналитическая записка Счетной палаты (СП), подготовленная аудитором Валерием Гореглядом, которую в минувшую пятницу утвердила коллегия ведомства. Несмотря на введение с 2006 года системы ЕГАИС "анализ показателей в сфере производства и оборота этилового спирта из всех видов сырья... позволяет сделать вывод о том, что эффективный госконтроль за процессами алкогольного рынка отсутствует", констатировали аудиторы СП. По их мнению, ситуация "в части поступлений акцизов в бюджет от этой отрасли практически не меняется". По оценкам аудиторов, в 2005 году в России было легально продано 137 млн дал водки и ликероводочных изделий, а в 2006 году – на 21,6% меньше, всего 117,6 млн дал. При этом, пишет господин Горегляд, объем реализации алкогольной продукции через розничные сети, по данным Росстата, в 2006 году составил порядка 212,2 млн дал. "Это означает, что более 50% в общем объеме рынка приходится на нелегальную продукцию, в связи с чем российская бюджетная система теряет более 45-55 млрд руб. ежегодно",– констатирует аудитор.
Аудитор Горегляд объясняет высокую долю нелегальной продукции "проводимой на алкогольном рынке акцизной и ценовой политикой". "Основную долю в цене водки составляют косвенные налоги и сборы (более 55% – акцизы, а с учетом НДС – более 70%), постоянный рост их ставок вызывает увеличение цен на легальную продукцию. В условиях низкой покупательной способности населения рост цен, безусловно, не способствует позитивному изменению соотношения объемов легального и нелегального производства",– пишет аудитор.
Представитель Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров согласен с оценками аудиторов. "Но 2006 год не показателен – из-за введения ЕГАИС продажи у легальных производителей встали и легальный рынок 'просел' на 10%",– отмечает заместитель гендиректора группы "Русский алкоголь" Владимир Иванов. По его мнению, уже в этом году легальный рынок вырастет на 15-20%, а доля нелегальной продукции на рынке сократится до 35-40%. Ставить крест на ЕГАИС рано – государство должно хоть как-то контролировать рынок, согласен гендиректор компании "Заводы Гросс" Виктор Самойлов.
В своей записке Валерий Горегляд предлагает перейти от взимания акциза с алкогольной и спиртосодержащей продукции к взиманию акциза с этилового спирта "вне зависимости от профиля деятельности потребителей спирта и назначения использования спирта". При этом размер ставки останется прежним: 162 руб. за литр безводного спирта (такая ставка действует сегодня для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 25%). Аудитор СП признает, что спирт является сырьем и для медицинских товаров, которые подорожают от введения единого акциза, но "сильного удорожания социально значимых товаров, где используется этиловый спирт, не произойдет", уверяет он. В итоге, уверен аудитор, контролировать отрасль будет проще, так как производителей этилового спирта из пищевого сырья всего 160, а гидролизного и синтетического спирта – не более 20, в то время как алкоголь в России производят 486 предприятий. Дмитрий Добров из СПАП согласен с предложением перенести акциз на спирт, но считает, что ставка акциза должна быть снижена до 100 руб. за литр, чтобы нелегальная водка потеряла ценовое преимущество.
Предложения аудиторов вряд ли поддержат в правительстве, потому что тогда продукция других отраслей, где используется спирт, например медицинские товары или фотопленка, серьезно подорожает, сомневается высокопоставленный источник в Белом доме.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?