Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ЕГАИС придется создавать заново, если ФНС не заплатит ее первому разработчику
Научно-технический центр "Атлас", потративший около двух лет на разработку и внедрение системы ЕГАИС (с ее помощью алкогольная отрасль учитывает произведенную продукцию с 1 июля прошлого года), утверждает, что так и не получил вознаграждение за свою работу. Услуги "Атласа" по разработке программного обеспечения могут стоить до $20 млн. В случае если центр не получит этих денег, он может отозвать действующие модули ЕГАИС, а предприятиям придется внедрять систему заново и с новым разработчиком. Между тем отрасль уже потратила на ЕГАИС около $290-300 млн.
На прошлой неделе Федеральная налоговая служба (ФНС) подвела итоги конкурса "на право заключения государственного контракта на выполнение работ по созданию (разработке) программных средств Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ЕГАИС). Ведомство определило, что совершенствовать ЕГАИС (на это бюджетом предусмотрено 420 млн руб.) будет его структура -- ФГУП "Главный научно-исследовательский вычислительный центр Федеральной налоговой службы" (ГНИВЦ). ГНИВЦ должен будет подготовить ЕГАИС к полноценному запуску с 1 июня 2008 года. Научно-технический центр (НТЦ) "Атлас", известный как создатель ЕГАИС, по сути, оказался отстраненным от процесса.
Советник гендиректора "Атласа" Анатолий Бескоровайный рассказал Ъ, что центр приступил к разработке ЕГАИС в 2005 году, она велась факультативно за счет собственных средств предприятия. По его словам, предполагалось, что ФНС заплатит за разработку системы, но средства так и не были переведены. Сумму вознаграждения, на которую рассчитывал "Атлас", он не называет. Глава российского представительства Infor Дмитрий Мартынов оценил разработку программного обеспечения (ПО) для ЕГАИС в диапазоне $10-20 млн.
Плату за внедрение системы "Атлас" получал напрямую от предприятий (сумму господин Бескоровайный не называет). Это подтвердили сотрудник компании "СМ Трейд" (подрядчик "Атласа" в Москве, занимающийся установкой системы на предприятиях) и гендиректор ГК "Алкогольные заводы ГРОСС" Виктор Самойлов.
ФНС была назначена ответственной за внедрение ЕГАИС в июне прошлого года. До этого системой занималась Федеральная служба безопасности (ФСБ). В ноябре премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о передаче ФГУП "НТЦ 'Атлас'" Роспрому, подведомственному Минпромэнерго. Но ни одно из этих ведомств не выдавало "Атласу" техзадания на разработку ЕГАИС и не заключало с центром никаких соглашений, утверждает господин Бескоровайный. Таким образом, по его словам, модули ЕГАИС, уже внедренные на алкогольных предприятиях, являются интеллектуальной собственностью "Атласа". И НТЦ теоретически может изъять эти модули, если ему не заплатят за их разработку или не продлят контракт на обслуживание системы.
Пресс-секретарь ФНС Аэлита Байчурина вчера отказалась комментировать заявления руководства НТЦ. В Роспроме переадресовали все вопросы, касающиеся системы, к руководству "Атласа". По словам партнера адвокатского бюро "Вегас Лекс" Альберта Еганяна, если "Атлас" попробует решить дело в суде, то шансов у него немного. Да и само дело, когда ФГУП судится с чиновниками, станет прецедентом, считает юрист.
НТЦ "Атлас" создан в апреле 1951 года по распоряжению Совета министров СССР для разработки и производства средств обеспечения конфиденциальной связи и защиты информации. В 1992 году реорганизован во ФГУП. Является организацией, уполномоченной ФСБ (до 2004 года -- ФАПСИ) на разработку и производство аппаратуры для обеспечения конфиденциальности правительственной связи.
По оценке гендиректора Leta Александра Чачавы, разработка нового ПО для ЕГАИС и его внедрение потребует полутора-двух лет. "Независимо от объема финансирования создание такого проекта -- длительный процесс",-- уточнил он. То есть ГНИВЦ в любом случае не успеет внедрить новую систему к июню будущего года, если "Атлас" изымет свои наработки.
По оценке директора департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадима Дробиза, внедрение и обслуживание ЕГАИС за последние два года обошлось отрасли в $290-300 млн. С 1 июля прошлого года ЕГАИС была запущена в полуавтоматическом режиме, но работала с многочисленными сбоями -- в итоге алкоголь исчез с прилавков магазинов на несколько месяцев. Полноценный запуск ЕГАИС был отложен на 1 ноября, а позже -- на 1 июня 2008 года.
Для алкогольных предприятий даже утверждение нового разработчика означает дополнительные затраты. Введение новой системы минимально потребует смены протоколов обмена информацией между предприятием и сервером ФНС, что обойдется примерно в 100-200 тыс. руб. с каждого предприятия (компания из шести производственных площадок заплатит 0,6-1,2 млн руб.). Если же придется устанавливать новую систему, то затраты существенно возрастут -- до 1,2-2 млн руб. По словам пресс-секретаря Союза производителей алкогольной продукции Дмитрия Доброва, на эту сумму можно приобрести только оборудование и компьютерные программы. "Кроме того, каждый завод еще платит ежемесячно за обслуживание -- в среднем это около 40-60 тыс. руб. в месяц",-- рассказал господин Добров. Гендиректор "Ладоги" Вениамин Грабар признает, что эти затраты могут отразиться на цене продукции, хотя "удорожание может составить всего несколько копеек на бутылку".
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?