Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
ЕГАИС для розницы - депутаты предлагают контролировать весь товарооборот
Систему контроля, аналогичную печально знаменитой «алкогольной» ЕГАИС, предполагается ввести для учета всех товаров, продаваемых на территории России. С инициативой создания Единой системы идентификации товаров выступили депутаты. Они намерены прописать все особенности ее функционирования в базовом законе о торговле, который в настоящее время разрабатывает Минэкономразвития. До 1 июля документ должен поступить на рассмотрение правительства.
Власти взялись за регулирование торговли в конце прошлого года, когда в спешном порядке Дума приняла закон о розничных рынках. После чего чиновники решили написать единые правила для всех участников розничной сети. До сих пор внутренняя торговля регулируется двумя указами президента. Для разработки государственной политики в сфере торговли при Минэкономразвития была создана рабочая группа, которая на сегодняшний день определила примерную концепцию будущего «торгового кодекса РФ». Согласно документу, который имеется в распоряжении РБК daily, в законе будут прописаны основные принципы регулирования, меры поддержки торговой деятельности, а также предусматривается создание системы государственного контроля и установление ответственности предпринимателей за нарушения законодательства.
Депутаты тоже активно включились в процесс разработки закона. Они предложили свою модель контроля за розницей в виде Единой системы федеральной идентификации товаров (ЕСФИ). В общих чертах она напоминает недавно созданную Единую государственную автоматизированную систему (ЕГАИС), призванную следить за «каждой каплей спирта в стране». Внедрение ЕСФИ позволит государству упорядочить весь товарооборот на территории России. Для того чтобы она заработала, производители и торговые сети должны перейти на единый стандарт маркировки товара. Сейчас не всегда товар содержит весь объем необходимой информации.
Действующий закон о защите прав потребителей требует, чтобы продаваемая продукция содержала наименование техрегламента, в соответствии с которым он сделан, сведения о цене, гарантийном сроке, местонахождении производителя, об импортере, а также указания на правила продажи. «Все эти данные порой чисто физически не удается зафиксировать на этикетке, либо нужно сопровождать товар большим пакетом бумажек, которые все равно потребители не читают», — говорит советник зампреда комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Анатолий Семенов.
Депутаты предлагают автоматизировать учет товаров. Однако в отличие от «алкогольной» ЕГАИС, для включения в которую требуется специальное программное обеспечение, участникам ЕСФИ предоставляется свобода в выборе средств нанесения информации на товар в рамках установленного техрегламента. Производители и продавцы могут делать это любым способом, но обязательно пригодным для электронного сканирования: это может быть как штрихкод, так и радиочастотная метка. При продаже товара все данные попадают в Федеральную налоговую службу, которая фиксируют не только факт продажи, но и компоненты добавленной нематериальной стоимости (акцизы, авторские отчисления, лицензионные выплаты и другие составляющие, формирующие стоимость товара), распределяя эти суммы между получателями. «Внедрение системы позволит перейти от анонимной торговли к автоматизированной», — поясняет г-н Семенов. Кроме того, предлагается ввести обязательное страхование ответственности продавцов.
Эксперты считают предложенную систему учета разумной, но преждевременной. «Даже не во всех странах Европы применяются радиочастотные метки, — говорит Илья Кузнецов, старший консультант отдела консалтинга «Магазин Магазинов». — Внедрение такой системы учета потребует от ее участников дополнительных расходов, которые в конечном итоге лягут на потребителей».
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.