Декоративное изображение
2 689

Поделиться

Эффект Кочерыжки

Почему у нас продукты дорожают в 40 раз быстрее

Рост цен в России за первые три месяца этого года оказался в 23 раза выше, чем в Европе. А если брать в расчет только продовольствие, то разница и вовсе ошеломляющая – 40 раз.

Самый большой вклад в удорожание продуктов на российских прилавках, как всегда, внесли овощи и фрукты. Также в лидерах роста, по данным Росстата, молочные продукты и рыба. «Дорожают больше всего те сегменты, где у нас высокая доля импорта. Сейчас этот процесс ускорился на фоне ослабления рубля», – объясняет директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина. К категории товаров с высокой долей импорта также относятся чай, кофе, говядина и сырье для молочной продукции.

На продовольственные цены также влияет конкуренция между участниками рынка. В России она пока развита куда меньше, чем в ЕС. Любой негативный фактор наши производители и продавцы умудряются использовать, чтобы поднять цены, замечает Тюрина. Особенно это касается сельхозпредприятий, которые сейчас пытаются получать как можно больше финансовых ресурсов, чтобы расплатиться по долгам. «А что в России? При нынешних условиях в экономике годовая инфляция, вероятнее всего, окажется на уровне 6,1–6,3 процента», – говорит Дмитрий Белоусов, заведующий лабораторией анализа и прогнозирования макроэкономических процессов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Правда, оговаривается, что прогноз не учитывает форс-мажора типа засухи, но предусматривает дальнейшее снижение курса рубля во второй половине2014 года. В этой ситуации власти должны «вложить» эффект от девальвации национальной валюты (увеличение выручки компаний-экспортеров в рублях) в экономику, считает Белоусов. Для этого ЦБ должен отвлечься от показателя инфляции, на который он сейчас ориентируется при выборе методов регулирования, и сосредоточиться на экономическом росте. Последнее решение ЦБ о поднятии ставки рефинансирования до 7,5 процента (ставка поднялась второй раз за два последних месяца в общей сложности на процент) Белоусов оценивает крайне негативно.

Василий Миронов, «Российская газета»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами