Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Единичные аптеки уходят с рынка под давлением сетевых проектов
За последние четыре года количество аптек и аптечных пунктов в России увеличилось более чем на 11% и достигло по итогам 2006 года 24 тыс.
Ведущую роль в развитии фармацевтической розницы играют аптечные сети, удельный рыночный вес которых постоянно возрастает: в настоящее время они контролируют более 40% рынка в стоимостном выражении и около 55% в количественном. По прогнозам отраслевых экспертов, через два года их удельный вес возрастет до 60-70%.
Российский фармацевтический рынок является жестко регулируемым со стороны государства, которое регламентирует не только ассортиментную и ценовую политику аптек, но и количественные и качественные характеристики аптечного помещения.
Законодательно установленный предельный уровень наценок не позволяет единичным аптекам увеличить и без того низкую рентабельность, составляющую не более 5-7% в среднем по отрасли. Сетевые аптеки оказываются в лучшем положении, поскольку имеют право на получение скидок у дистрибьюторов при закупке товара большими партиями. Кроме того, сами поставщики заинтересованы в сбыте продукции через крупные аптечные сети, характеризующиеся высоким уровнем популярности у потребителей. В свою очередь дисконт, полученный у дистрибьюторов, выступает основным источником финансирования программ стимулирования спроса, который, в конечном счете, и определяет популярность аптеки.
На фоне жесткой конкуренции со стороны сетевых проектов число единичных аптек постепенно снижается.
В скором времени многие из несетевых аптечных учреждений собираются полностью перейти в более прибыльный сегмент парафармацевтики. Однако, по мнению аналитиков консалтинговой компании "Inventica", выбор данной стратегии не может гарантировать успех, поскольку в этом случае аптеке придется конкурировать не только с другими аптечными учреждениями, но и с парфюмерными сетями, универсамами и рынками.
С целью выявления факторов, способствующих развитию единичных аптек, был проведен комплексный анализ аптечного бизнеса и разработан бизнес-план открытия аптеки, расположенной в "спальном" районе Москвы.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что, при условии тщательной проработки и грамотной реализации концепции ведения бизнеса (продуманное местоположение, правильное распределение лекарственных и парафармацевтических препаратов в ассортименте, грамотная маркетинговая и ценовая политика и пр.), аптека может успешно конкурировать с сетевыми проектами.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?