Декоративное изображение
3 557

Поделиться

Единичные аптеки уходят с рынка под давлением сетевых проектов

За последние четыре года количество аптек и аптечных пунктов в России увеличилось более чем на 11% и достигло по итогам 2006 года 24 тыс.

Ведущую роль в развитии фармацевтической розницы играют аптечные сети, удельный рыночный вес которых постоянно возрастает: в настоящее время они контролируют более 40% рынка в стоимостном выражении и около 55% в количественном. По прогнозам отраслевых экспертов, через два года их удельный вес возрастет до 60-70%.

Российский фармацевтический рынок является жестко регулируемым со стороны государства, которое регламентирует не только ассортиментную и ценовую политику аптек, но и количественные и качественные характеристики аптечного помещения.

Законодательно установленный предельный уровень наценок не позволяет единичным аптекам увеличить и без того низкую рентабельность, составляющую не более 5-7% в среднем по отрасли. Сетевые аптеки оказываются в лучшем положении, поскольку имеют право на получение скидок у дистрибьюторов при закупке товара большими партиями. Кроме того, сами поставщики заинтересованы в сбыте продукции через крупные аптечные сети, характеризующиеся высоким уровнем популярности у потребителей. В свою очередь дисконт, полученный у дистрибьюторов, выступает основным источником финансирования программ стимулирования спроса, который, в конечном счете, и определяет популярность аптеки.

На фоне жесткой конкуренции со стороны сетевых проектов число единичных аптек постепенно снижается.

В скором времени многие из несетевых аптечных учреждений собираются полностью перейти в более прибыльный сегмент парафармацевтики. Однако, по мнению аналитиков консалтинговой компании "Inventica", выбор данной стратегии не может гарантировать успех, поскольку в этом случае аптеке придется конкурировать не только с другими аптечными учреждениями, но и с парфюмерными сетями, универсамами и рынками.

С целью выявления факторов, способствующих развитию единичных аптек, был проведен комплексный анализ аптечного бизнеса и разработан бизнес-план открытия аптеки, расположенной в "спальном" районе Москвы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что, при условии тщательной проработки и грамотной реализации концепции ведения бизнеса (продуманное местоположение, правильное распределение лекарственных и парафармацевтических препаратов в ассортименте, грамотная маркетинговая и ценовая политика и пр.), аптека может успешно конкурировать с сетевыми проектами.

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами