Декоративное изображение
3 707

Поделиться

Дым сигарет без ментола

Антитабачное движение вплотную приблизилось к принятию всемирного запрета сигарет с ароматическими добавками. Соответствующее решение может быть принято уже на следующей неделе в рамках конференции сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ), которая пройдет в Уругвае. Представители табачной индустрии предупреждают, что эта ограничительная мера может коренным образом перевернуть представление потребителей о вкусе сигарет. Принятую в 2003 году Рамочную конвенция ВОЗ к настоящему моменту подписали 168 стран. Они взяли на себя обязательства принять на национальном уровне законодательные меры, направленные на сокращение потребления табачных изделий. Россия присоединилась к РКБТ в 2008 году, так что все решения, принимаемые в ходе конференций сторон, становятся обязательными и для нее. В ходе четвертой по счету конференции стран — участниц РКБТ, которая пройдет на следующей неделе в уругвайском городе Пуэнте-дель-Эсте, предполагается принять целый ряд документов, содержащих директивы и рекомендации по исполнению отдельных статей конвенции. По мнению экспертов, для российского табачного рынка наиболее важным станет документ, запрещающий использование различных нетабачных ингредиентов при изготовлении сигарет и прочих табачных изделий. В первую очередь предлагается запретить производство и продажу ароматизированных сигарет. По мнению разработчиков проекта, различные добавки обеспечивают дополнительную привлекательность табачным изделиям. «С позиций общественного здравоохранения нельзя оправдать разрешение использования таких ингредиентов, как ароматизирующие вещества, которые облегчают придание табачным изделиям привлекательности», — говорится в проекте документа, опубликованном на официальном сайте ВОЗ. В качестве примеров ароматизирующих веществ приводятся мед, глюкоза, ментол, имбирь и другие. Подобные запреты уже введены в ряде стран, например в Канаде, где с рынка убрали ароматизированные сигареты, оставив, впрочем, ментоловые. Участники рынка отмечают, что в итоговом документе решение о запрете сигарет с ментолом, скорее всего, будет передано на откуп национальным Минздравам. По данным исследований Nielsen в России, в последние два года сегмент ароматизированных сигарет (за исключением ментоловых) демонстрирует более-менее стабильную динамику. «Сегмент остается нишевым продуктом: за неполные два года он смог незначительно нарастить свою долю в натуральном выражении — с 1,8% в январе 2009 года до 2,3% в сентябре 2010 года, — рассказали в Nielsen. — За это же время вырос предлагаемый потребителю ассортимент: в среднем выбор в магазине расширился с пяти до семи вариантов». По данным компании, лидерами являются марки Pall Mall, Style, Vogue и Kiss, занимающие 70% рынка в данном сегменте. Участники российского табачного рынка и эксперты, анализируя подготовленный документ, обращают внимание на то, что ряд ингредиентов, обозначенных как ароматические, используются при изготовлении сигарет в технологических целях, и запрет на них приведет к невозможности использования некоторых видов табака. По оценке главного редактора отраслевого портала «Русский табак» Максима Королева, вне закона могут оказаться 98% сигарет, присутствующих сегодня на российском рынке. «Изначально статьи 9 и 10 Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком предусматривали запрет использования ингредиентов, влияющих на увеличение привлекательности сигарет, особенно для молодежи, — рассказал г-н Королев. — Подразумевался запрет разного рода ароматизаторов — фруктовых, кондитерских, пряных — при производстве табачных изделий, причем как в виде добавок в табак, так и в фильтрах, бумаге и т.д. Проблема в том, что рабочая группа, занимающаяся выработкой документов в рамках конвенции, трактует положения документа максимально широко, запрещая к применению на всех стадиях производства любые ароматические ингредиенты, не являющиеся табаком». По словам эксперта, при производстве сигарет из никотинозных сортов табака, таких как Берли и Ориентальский, технологически требуется обработка ингредиентами, которые попадают в черный список. При этом почти все сигареты, представленные на российском рынке, производятся при помощи так называемой «американской мешки» (american blend), где основным ингредиентом является сорт Берли. Если запрет на использование ароматизаторов вступит в силу, через какое-то время всем работающим на российским рынке табачным компаниям придется перейти на «английскую мешку» (в основе сорт Finest Virginia), которая, по мнению специалистов рынка, не слишком соответствует традиционным вкусовым предпочтениям российских курильщиков. «Несмотря на то что в отдельные виды сигарет при производстве добавляются такие ингредиенты, как сахар и подсластители, эти добавки не создают сладкого или искусственно сладкого привкуса у дыма и не маскируют табачный вкус, — рассказал директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. — В подавляющем большинстве случаев определенные ингредиенты пищевого типа добавляются в табак в микроскопических дозах, чтобы компенсировать естественный сахар, который теряется табаком в процессе сушки. Также мы используем соусы, чтобы сохранить влажность в сигаретах и обеспечить сохранение их основных вкусовых качеств». По словам г-на Лютого, использование данных ингредиентов является исключительно технологическим моментом, а не стремлением сделать сигареты более привлекательными для несовершеннолетних или увеличить фактор привыкания к табаку. «Мы категорически не согласны с мнением о том, что запрет использования в сигаретах дополнительных ингредиентов сократит или сведет к нулю привлекательность табачной продукции, — отмечают в Philip Morris. — Есть данные, позволяющие с высокой долей уверенности полагать, что такой запрет не приведет к сокращению числа курящих людей». По мнению Максима Королева, главным эффектом от запрета ароматизированного табака станет разорение и без того небогатых Зимбабве и Малави, треть экономики которых составляют доходы от экспорта табака сорта Берли. По данным эксперта, фермеры не смогут перейти к выращиванию других сортов из-за специфических особенностей культивации различных сортов табака. RBC daily

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами