Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Две трети предприятий МСБ в России полностью восстановили привычный режим работы как до пандемии
Российский малый и средний бизнес (МСБ) достаточно быстро преодолел последствия пандемии.
tsyhun / shutterstock
Согласно результатам исследования Visa, целью которого было оценить изменения предпочтений потребителей, а также узнать, как малый и средний бизнес адаптируется к работе в условиях новой реальности 1, 62% опрошенных предпринимателей сказали, что их компании уже работают в полную силу, как и до COVID-19, еще 17% планируют полностью восстановить привычный режим работы в течение ближайших шести месяцев. Компании МСБ продолжат дальнейшую цифровизацию, чтобы подстроиться под изменение привычек потребителей, поскольку именно оно, по мнению 45% опрошенных стало главным вызовом для малого бизнеса в прошлом году.
Абсолютное большинство компаний этого сектора экономики в России (90%) так или иначе адаптировали свою бизнес-модель для работы в условиях новой реальности, а каждый второй предприниматель (50%) стал продавать больше онлайн. Основными приоритетами для малого бизнеса в новом году станет дальнейшее развитие онлайн-продаж, бесконтактных платежей и борьба с мошенничеством.
Как предприниматели планируют развивать свой бизнес в 2021 году?
Бесконтактная оплата — самый популярный инструмент цифровизации бизнеса. Больше половины владельцев российских компаний МСБ (52%) в течение последних трех месяцев работали над внедрением бесконтактной оплаты, которая стала самым востребованным сервисом для адаптации их бизнеса к работе в условиях пандемии, обогнав продажу товаров онлайн (50%). По этому показателю Россия стала лидером среди других участников исследования, значительно опередив такие страны, как Канада (21%), Германия (29%) и США (37%). При этом большинство российских предпринимателей (72%) уверены, что потребители будут отдавать предпочтение бесконтактной оплате и после окончания пандемии.
В ближайшие три месяца внедрение бесконтактных способов оплаты останется для российских предпринимателей главным приоритетом в процессе трансформации бизнеса (52%) наряду с развитием продаж в формате онлайн (52%), рекламой в социальных медиа (43%), развитием сервисов доставки (35%), рассрочки (35%), диджитализацией бизнес-процессов, в том числе оплаты счетов и начисления заработной платы (33%).
Российские предприниматели высоко оценивают свой уровень технологической грамотности. Интересно, что преодоление технологических барьеров, вопреки расхожему мнению, оказалось в конце списка основных вызовов, с которыми сталкиваются предприниматели. Лишь каждый пятый опрошенный (18%) назвал недостаточный уровень знаний в области технологий одной из причин, мешающих развитию своего бизнеса.
Во многом это связано с высоким уровнем оценки собственных знаний в этой сфере самими предпринимателям. Согласно данным исследования, 16% из них считают себя экспертами в сфере технологий (среди стран-участниц исследования этот показатель выше только в ОАЭ — 26%), каждый пятый респондент (21%) относит себя к опытным пользователям и почти половина опрошенных (46%) полагают, что их уровень знаний позволяет им быть компетентными в вопросах использования новых технологий.
Борьба с мошенничеством — главный приоритет для инвестиций малого бизнеса в 2021 году. Четыре из десяти опрошенных предпринимателей (40%) сказали, что возможные мошеннические действия при оплате с использованием новых технологий могут снизить доверие их клиентов, поэтому они единодушны в выборе основного направления для инвестиций на ближайший год. Больше половины владельцев МСБ (51%) считают затраты на установку программного обеспечения для защиты от мошеннических действий критически важными с точки зрения удовлетворения запросов потребителей.
Второе и третье места в этом списке принадлежат инвестициям в установку сервисов для приема бесконтактных платежей при помощи смартфонов вместо POS-терминалов (45%), а также приема бесконтактных и мобильных платежей (42%).
Как пандемия изменила поведение потребителей?
Бесконтактная оплата стала новой нормой. Большинство россиян (79%) ожидают, что в любом магазине по умолчанию им будет доступна бесконтактная оплата, трое из четырех потребителей сегодня предпочитают именно такой способ оплаты покупок (73%). Более того, каждый третий россиянин (31%) готов отказаться от покупок в торговых точках, в которых нельзя расплатиться бесконтактно. Россия по-прежнему значительно опережает остальные страны по распространению бесконтактной оплаты (общемировой показатель — 58%). При этом наиболее заметен этот разрыв при сравнении с США (38%) и Бразилией (46%).
Согласно результатам исследования, больше всего россиянам не достает цифровых способов оплаты на рынках (32%), предприятиях малого и среднего бизнеса (36%) и в общественном транспорте (38%). Лидерами по числу доступных способов безналичной оплаты стали операторы парковок — 93% опрошенных сказали, что им достаточно существующих возможностей безналичной оплаты, — рестораны (91%) и крупные торговые сети (91%).
Безопасность в сети: россияне по-прежнему уделяют недостаточно внимания защите личных данных. Во время пандемии трое из четырех россиян (75%) предприняли шаги для обеспечения безопасности личных платежных данных. Почти половина опрошенных (43%) стали внимательнее отслеживать историю своих транзакций, а каждый четвертый респондент (23%) обновил программы по защите личных данных на ноутбуках и мобильных устройствах.
В тоже время россияне уделяют меньше внимания защите своих личных данных по сравнению с участниками исследования в других странах: лишь 15% россиян регулярно меняют пароли на своих устройствах (29% по миру). По этому показателю Россия занимает последнее место среди стран-участниц исследования. Также лишь у каждого пятого опрошенного (22%) включена двухфакторная аутентификация и только 21% респондентов используют разные пароли для разных сайтов.
Однако при этом, отвечая на вопрос «Кто будет виноват в неправомерном списании денег вследствие мошеннических действий», 44% россиян ответили, что винить в краже денег стоит банк. Любопытно, что потребители в России менее лояльно относятся к банкам, чем в других странах, — аналогичным образом на этот вопрос ответили лишь 16% опрошенных в Канаде, 17% респондентов в Гонконге, 19% — в США и столько же в ОАЭ. Почти треть (32%) россиян будут винить в первую очередь себя в случае кражи денег мошенниками и только 8% ответили, что вина будет лежать на платежной системе или ТСП.
После вакцинации россияне готовы больше покупать офлайн, при этом большинство планируют платить бесконтактно. Большинство россиян (66%) сказали, что после того, как вакцина станет доступна им, они будут чаще покупать офлайн. Отчасти это связано с тем, что российские потребители больше времени тратят на покупки офлайн, чем жители других стран.
Отвечая на вопрос, сколько времени вы планируете потратить за один раз для приобретения товаров в магазине в ближайшие три месяца, каждый четвертый (25%) опрошенный ответил, что поход за ними займет от десяти до тридцати минут, еще 41% респондентов сказали, что им будет нужно больше двух часов. Для сравнения — в Канаде лишь каждый пятый опрошенный (20%) готов потратить на покупки в магазине больше двух часов, 22% — в Ирландии, 25% — в Германии, 30% — в США.
При этом 73% респондентов уверены, что будут и дальше платить за покупки бесконтактно, а половина участников опроса сказала, что будут оплачивать покупки таким образом так же часто, как и во время пандемии.
Ранее сообщалось о том, что малый бизнес освободили от плановых проверок в 2021 году.
Кроме того, столичные власти готовят новые меры поддержки бизнеса.
Интервью
Мария Дмитриева, «Яндекс Лавка»: «Хотим стать игроком, который развивает рынок готовой еды»
О предпочтениях потребителей, технологиях бизнеса и новом заводе.