Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
2 309
Поделиться
Доверяй и потребляй
Неделю назад Росстат отчитался о заметном росте индекса потребительской уверенности российских граждан. Хотя недовольных прошлым и будущим российской экономики по-прежнему больше, чем довольных, количество оптимистов очень важно для статистики.
Для расчета индекса потребительской уверенности, отражающего совокупные потребительские ожидания граждан, Росстат опросил 5 тыс. человек во всех российских регионах. Граждане ответили на такие вопросы: ожидают ли они ухудшения или улучшения экономического положения в России через год; наблюдали ли они улучшение или ухудшение экономической ситуации за прошедший год; считают ли они, что их собственное материальное положение за прошедший год улучшилось; надеются ли они улучшить это положение через год; думают ли они, что сейчас благоприятное время для крупных покупок. При ответе на каждый вопрос подсчитывается соответствующий индекс. Например, для подсчета индекса ожидаемых изменений экономического положения в России берется разница между процентом ответивших на вопрос положительно ("Считаю, что экономическая ситуация в России в ближайший год улучшится") и отрицательно ("Считаю, что экономическая ситуация в России в ближайший год ухудшится"). Среднее арифметическое всех индексов считается обобщенным индексом потребительской уверенности. Дополнительно задавался вопрос о том, считают ли граждане сегодняшнюю ситуацию подходящей для создания сбережений и на что они предполагают потратить эти сбережения в дальнейшем.
Больше всего процент экономических и потребительских оптимистов превзошел процент пессимистов в ответе на вопрос о будущем экономики России через год — здесь индекс составил 5% (см. график), прибавив четыре процентных пункта по сравнению с первым кварталом 2010 года. Обращает на себя внимание заметная разница в настроениях у молодежи (16-29 лет), граждан среднего возраста (30-49 лет) и граждан старшего возраста (50 лет и старше). У молодежи индекс ожидаемых изменений в экономике России и без того традиционно был выше, чем у других возрастных категорий, а за второй квартал нынешнего года еще и рос быстрее, увеличившись на семь процентных пунктов, в то время как у средневозрастных граждан и граждан старшего возраста индекс вырос соответственно на четыре и три процентных пункта. В какой-то степени это вопрос возрастного мироощущения: все-таки молодые люди более склонны c надеждой ждать светлого будущего, в то время как лица пожилые это светлое будущее неоднократно уже ждали и не очень в него верят.
По результатам опроса о перспективах улучшения личного материального положения в ближайшие 12 месяцев, проведенного в первом квартале нынешнего года, процент пессимистов превышал процент оптимистов, а в нынешнем опросе положение коренным образом изменилось: индекс вырос на четыре процентных пункта и стал положительным, хотя и не очень значительным (0,3%). Это, впрочем, не значит, что ожидающих личного материального прогресса так уж много — всего 15% опрошенных. Но и ухудшения ждут немногие: подавляющее большинство опрошенных граждан заявили, что за год их материальное положение никак не изменится.
Ответы на оставшиеся вопросы показали, что граждан, считающих, что все плохо, больше, чем граждан, считающих, что все хорошо. Например, индекс происшедших изменений в экономике России за год составил минус 6%. Однако Росстат особо отметил значительный прогресс по сравнению с первым кварталом нынешнего года — тогда индекс составлял минус 18%, а теперь вырос сразу на 12 процентных пунктов. Такое внешне парадоксальное изменение соотношения числа людей, пессимистично и оптимистично воспринимающих прошлое, может иметь несколько объяснений. Возможно, события, происшедшие в экономике России во втором квартале нынешнего года, настолько потрясли российских граждан, что они полностью пересмотрели свое отношение к этой экономике: количество довольных прошлым значительно увеличилось, а количество недовольных заметно уменьшилось. Но не исключено, что граждане уже окончательно запутались и те, кто раньше считал, что в экономике все плохо, теперь уже не могут дать определенного ответа, а значит, из подсчета индекса выбывают.
Процент тех, кто находит нынешние времена неблагоприятными для крупных покупок, по-прежнему значительно превышает процент тех, кто находит их благоприятными. Индекс благоприятности условий для крупных покупок составляет минус 25%, на соответствующий вопрос отрицательно ответили 45% опрошенных. По-видимому, это в значительной степени связано с покупательской позицией респондентов старшего поколения, считающих любое время неблагоприятным для широкомасштабной траты денег (которых у них не так много), а любые крупные покупки — неуместными в связи с невозможностью ими по-настоящему насладиться. Тут старшее поколение объективно смыкается с поколением молодым, которое, конечно, хотело бы наслаждаться крупными покупками, однако пока не заработало на них достаточно денег и полагает, что вопрос о своевременности их траты просто глупый. Однако и здесь Росстат с удовлетворением отметил, что по сравнению с первым кварталом нынешнего года индекс благоприятности условий для крупных покупок заметно вырос — на пять процентных пунктов — и что в первом квартале неблагоприятным временем для таких покупок нынешнее время считали 51% опрошенных.
В итоге совокупный индекс потребительской уверенности граждан России остался отрицательным — это, по-видимому, связано с возрастной структурой респондентов с большой долей представителей старшего поколения, недовольных прошлым и не верящих в будущее российской экономики. Однако за второй квартал он все-таки довольно заметно вырос: раньше составлял минус 10%, а теперь — минус 7%.
Изменились в течение квартала и мнения граждан относительно того, на какие цели следует копить деньги (если они, конечно, есть). Если раньше на образование предполагали потратить свои сбережения 13,9% респондентов, то теперь таких 15,3%. На благоустройство жилья, покупку автомобиля, отдых и различного рода торжества копили деньги 16,5%, а сейчас — 18%. Раньше откладывать сбережения на старость или черный день собирались 12,7%, а теперь таких осталось 10,8%.
Ъ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?