Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Донской табак» сдался
Иван Саввиди продает бизнес иностранцам
Последний крупный отечественный производитель сигарет «Донской табак», входящий в группу «Агроком» депутата Госдумы Ивана Саввиди, выставлен на продажу. Наиболее вероятный покупатель -- британская Imperial Tobacco. В случае сделки ее рыночная доля, наконец, превысит 10%, но не позволит сильно потеснить тройку лидеров -- JTI, Philip Morris и BAT.
Информация о предпродажной подготовке «Донского табака» появилась на сайте отраслевого агентства «Русский табак». По его данным, производитель начал проводить аудит с привлечением международных компаний, в том числе KPMG, его предприятие посетили иностранные инвесторы -- представители Китайской национальной табачной корпорации (CNTC), «некая корейская фирма» и «одна из ведущих мультинациональных компаний».
«Месяц назад у нас действительно появилась информация что владельцы “Донского табака” ищут покупателя», -- рассказал сотрудник инвесткомпании. Несколько источников на табачном рынке осведомлены, что приобретением «Донского табака» интересуется британская Imperial Tobacco. «Про их переговоры мы услышали примерно в сентябре, другие подробности неизвестны», -- уточнил один из собеседников “Ъ”.
Депутат от «Единой России» Иван Саввиди, являющийся бенефициаром «Донского табака», сообщил лишь, что продажа табачной компании возможна. Директор по корпоративным вопросам российского офиса Imperial Tobacco Карл-Хайнц Фельберг заявил, что компания не комментирует рыночные слухи.
Фабрика «Донской табак» входит в многоотраслевой холдинг «Агроком». Объем производства в 2010 году, по собственным данным, составил 26,1 млрд сигарет. Собственные марки -- «Донской табак», «Наша марка», «21 век», лицензионные --- Richmond, Senator и др. Основным владельцем является Киряки Саввиди, супруга депутата -- у нее 87,4% (данные «СПАРК-Интерфакс»). Выручка в 2010 году -- 7,8 млрд руб., чистая прибыль -- 907,1 млн руб.
«Донской табак» -- сегодня единственный значительный табачный производитель с отечественным капиталам. Последняя крупная сделка по покупке российской табачной фабрики состоялась в 2004 году, когда французская Altadis приобрела ярославскую «Балканскую звезду» примерно за $200 млн. Впоследствии Altadis был куплен вместе со своими российскими активами Imperial Tobacco. Из российских независимых табачных компаний с заметной долей рынка тогда остались «Донской табак» и «Нево Табак». Бизнес последней был приобретен «Донским табаком» в начале этого года: в сделку вошли марки, например, Актика», «Ленинград», производственные линии в Петербурге и производственная площадка в Переславле-Залесском.
Imperial Tobacco, которая является четвертой по величине табачной компанией в России, за счет приобретения «Донского табака» сможет увеличить свою долю с 7,5 до 12,4% в натуральном выражении и с 5,6 до 9,2% в стоимостном (см. таблицу). Однако разрыв с ближайшим конкурентом -- BAT -- останется существенным.
По мнению главы агентства «Русский табак» Максима Королева, стоимость «Донского табака» может быть сопоставима с ценой фабрики «Балканская звезда»: «Ростовское предприятие несколько уступает ей по мощностям, но при этом имеет в портфеле более маржинальные марки». Инвестбанкир, интересовавшийся активом, подтверждает, что речь идет о «нескольких сотнях миллионов долларов».
«Выдержать усиление налоговой нагрузки и новые законодательные ограничения небольшим табачникам будет сложнее, чем транснациональным компаниям», -- объясняет глава ассоциации «Табакпром» Вадим Желнин. Больше всего табачную отрасль сегодня беспокоит антитабачный законопроект Минздравсоцразвития, который, в случае принятия, запретит любую рекламу продукции, курение в транспорте и заведениях общепита, а также продажи сигарет в ларьках и киосках. Один из участников табачного рынка тоже предполагает, что выйти из табачного бизнеса господина Саввиди заставила непримиримая позиция государства в борьбе с табакокурением, что может мешать политической карьере депутата. «Последней каплей мог стать недавний скандал с рекламой сигарет Sweet Dreams, когда “Донской табак” обвинили в том, что он пытается привлечь к курению молоденьких девушек», -- говорит он. В начале сентября «Донской табак» был вынужден объявить, что снимает с производства марку на время разработки нового оформления.
Олег Трутнев, “Ъ”
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?