Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Донской табак» с китайским вкусом
Председатель совета директоров ростовской группы «Агроком» Иван Саввиди вчера частично подтвердил циркулировавшие с конца прошлого года слухи о продаже своего табачного бизнеса – компании «Донской табак». Экс-депутат Госдумы рассказал о подписании договора с неназванной китайской табачной компанией, которая, по словам г-на Саввиди, будет инвестировать в бизнес ростовских табачников. Эксперты и участники рынка не сомневаются, что речь идет о полной продаже «Донского табака» китайцам.
Слухи о том, что Иван Саввиди готов избавиться от своего табачного актива, появились в конце ноября 2011 года. Среди потенциальных покупателей называлась транснациональная корпорация Imperial Tabacco, не сумевшая составить существенную конкуренцию «большой табачной тройке» на российском рынке за счет органического роста, и одна из китайских табачных госкомпаний.
В мае 2012 года слухи о вероятной сделке с китайским партнером стали обретать реальные очертания. Гендиректор китайской компании Hongta Group Лю Вандонг сообщил о прошедших в Китае переговорах с Иваном Саввиди о возможности начала производства в России китайских марок сигарет с их выводом на российский рынок. Представители «Донского табака» в мае не комментировали ход переговоров с китайцами.
Вчера ситуацию отчасти прояснил сам Иван Саввиди, заявивший на пресс-конференции, что «Донской табак» начнет процесс по постепенной передаче китайским партнерам сбытовой сети и производственных мощностей. На первом этапе сотрудничества китайцы возьмут на себя расходы по содержанию автотранспорта сбытовой сети «Донского табака» и выплату заработной платы сотрудникам дистрибьюторского подразделения.
Взамен китайцы получат возможность выпуска собственных сигарет на мощностях «Донского табака» с их дальнейшим включением в дистрибьюторский портфель российской компании. По словам г-на Саввиди, «Донской табак» в некоторых регионах России имеет до 90% представленности в торговых точках. По подсчетам ростовского бизнесмена, если бы китайцы решили создать аналогичную сбытовую структуру самостоятельно, то им пришлось бы инвестировать более 1 млрд долл.
Иван Саввиди не раскрыл ни названия китайской компании, ни размера инвестиций, которые придут в Ростов из КНР. В ноябре прошлого года финансовые аналитики оценивали стоимость «Донского табака» в 300–420 млн долл. За несколько последних лет крупнейшая российская компания на табачном рынке стремительно увеличивала выпуск продукции. Так, рост производства в 2011 году составил 22%. «Донской табак» выпустил за прошлый год 33 млрд сигарет, заняв около 8% отечественного рынка.
Несмотря на довольно размытые параметры сделки в изложении Ивана Саввиди, участники рынка и отраслевые эксперты не сомневаются, что речь идет о поглощении ростовской компании китайцами. «По логике компания не станет отдавать под контроль сбыт, если не планирует продать производство, – заявил РБК daily главный редактор отраслевого портала «Русский табак» Максим Королев. – Все идет к тому, что китайцы выкупят всю компанию».
«Мне кажется, что сделка уже завершена, – считает менеджер одной из крупных российских табачных компаний. – То, что Иван Саввиди не стал раскрывать ее параметры, вполне в стиле владельца «Донского табака». По мнению собеседника РБК daily, китайцам в условиях ужесточения табачного законодательства в России будет невероятно трудно успешно вывести на российский рынок собственные марки. «Если запретят открытую выкладку и продажу сигарет в ларьках, то шансы на успех незнакомой потребителю марки равны нулю», – уверен табачный менеджер.
Максим Королев в беседе с РБК daily предположил, что интерес китайцев может быть связан не столько с российским рынком, сколько с возможностью получить канал для серого импорта своей дешевой продукции на рынки стран ЕС. «Донской табак» очень хорошо представлен в Абхазии и Приднестровье, где контроль за оборотом сигарет практически отсутствует, – напоминает г-н Королев. – Возможно, китайцы захотят воспользоваться этой ситуацией и организовать поставки своих сигарет в Европу через эти непризнанные республики».
Денис Пузырев, РБК Daily
Интервью
Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»
За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.