Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Доля водки стоимостью 75–100 руб. за два года сократилась с 52,7% до 42,1%
Пол-литра потеряли полрынка
Надежды чиновников на то, что с введением ЕГАИС с нелегальным производством будет покончено и население получит больше доступной водки, не оправдались: с 2005 года сегмент «народной» водки (75–100 руб. за бутылку емкостью 0,5 л) снизился более чем на 10 процентных пунктов, посчитала «Бизнес Аналитика». Часть покупателей перешла на более дорогую водку, часть — на «серую», поясняют эксперты.
За два года, прошедших с момента внедрения Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), призванной вытеснить нелегальное производство крепкого алкоголя, дешевой водки (до 100 руб. за бутылку 0,5 л в ценах 2007 года) в России стало минимум на 10 процентных пунктов меньше, подсчитало исследовательское агентство «Бизнес Аналитика» (БА). По данным БА, если в 2005 году на долю базового сегмента (дешевле 75 руб. за 0,5 л) приходилось 4,4% рынка водки в стоимостном выражении (весь рынок в 2005 году БА оценивает в $14 млрд), а на долю народного сегмента (75–100 руб. за 0,5 л) — 52,7%, то к 2007 году эти показатели сократились до 4% и 42,1% соответственно.
Руководитель направления Ad hoc департамента по работе с клиентами БА Снежана Равлюк считает, что потребители в принципе «переходят на более дорогие продукты, в том числе и водку». По ее словам, общее падение всего рынка (с учетом нелегальной водки) в объемном выражении с 247 млн дал в 2005 году до 232 млн дал в 2007-м также вызвано сокращением сегмента самой дешевой водки: более доходные сегменты — среднеценовой и субпремиальный — растут и в объеме, и в деньгах. Больше всех за два года, по оценке БА, вырос субпремиальный сегмент (130– 240руб. за 0,5 л) — его доля на общем рынке в 2007 году увеличилась с 8,2% до 13,5% в стоимостном выражении. Доля среднеценового сегмента (100– 130 руб. за 0,5 л) выросла с 32,3% до 37,6%, а по объему этот сегмент практически сравнялся с «народным»: если в 2005 году разрыв между ними составлял 2 0,4 процентных пункта, то в 2007-м — сократился до 4,5.
Уменьшение народного сегмента и рост среднеценового объясняется «усилением позиций федеральных игроков и их марок, которые, как правило, стоят дороже 100 руб. за 0,5 л», говорит гендиректор алкогольных заводов «Гросс» Виктор Самойлов. Например, в структуре продаж «Гросса» около 60% приходится на водку «Славянская», которая продается в рознице по 100–110 руб. за бутылку. Аналогичная ситуация и в холдинге «Русский алкоголь»: флагманская «Зеленая марка» стоит в рознице 110–1150 руб. за 0,5 л и приносит до 70% выручки, а на дешевую водку «Ямская» (около 90 руб. за 0,5 л) приходится всего 15% продаж.
С другой стороны, отмечает гендиректор дистрибуторской компании «Кристалл-Лефортово» Виктор Алексеев, дешевая водка становится менее доступной: если еще год назад большая часть такой водки стоила в пределах 60– 105руб. за 0,5 л, то в начале этого года — уже 80–120 руб. «За 2006–2007 годы увеличился разрыв между теми, кто может позволить себе водку среднеценового сегмента, и теми, кто не может позволить себе даже дешевую»,— констатирует директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. По его словам, сокращение сегмента народной водки вызвано в первую очередь ростом нелегального рынка: «Сегодняшняя минимальная цена на легальную водку в 75 руб. за бутылку не доступна для малообеспеченных слоев населения, из-за этого растет рынок нелегального алкоголя». По оценке господина Дробиза, если в 2005 году объем нелегального рынка алкоголя составлял не более 45 млн дал, при том что легальное производство составляло 137,4 млн дал, то в 2007 году нелегальной водки было произведено уже 53 млн дал при легальном производстве 133,8 млн дал.
Интервью
Данил Иванилов, Grass: «Сейчас самое удачное время для запуска новых продуктов внутри страны»
Какие ниши производитель считает перспективными, как работает с различными каналами продаж и готов ли выпускать товары СТМ?