Декоративное изображение
2 456

Поделиться

Доля контрафактных сигарет выросла в полтора раза

Нелегальный рынок в дыму

Доля нелегальной продукции на табачном рынке в 2014 году увеличилась более чем в полтора раза – с 1,6% до 2,7%. В первую очередь, утверждает «БАТ Россия», это произошло за счет увеличения объемов контрафактных сигарет. Между тем в этом году, по мнению экспертов, дальнейшего роста нелегального рынка не будет: девальвация рубля сделала невыгодной торговлю контрабандной продукцией из Белоруссии и Казахстана.

Оценку нелегального рынка «БАТ Россия» (Kent, Lucky Strike) проводила, анализируя два исследования «TNS Россия» – общероссийское (включало не все регионы, в том числе Дагестан и Чечню) и отдельное в Дагестане. Вывод табачной компании: доля нелегальных сигарет в 2014 году выросла более чем в полтора раза – с 1,6% до 2,7%. В натуральном выражении объем нелегальной табачной продукции в прошлом году составили 7,7 млрд штук (примерно 385 млн пачек).

Наиболее высокая доля нелегальных сигарет в регионах, граничащих с Белоруссией и Казахстаном. Ранее производители сигарет обращали внимание, что разница табачных акцизов в России и у ее партнеров по Таможенному союзу привела к наплыву контрабандных сигарет (произведены легально, но незаконно реализованы в России, без уплаты местного акциза) с их территорий. Из исследований TNS

видно, что в соседних с Белоруссией регионах за последние два года доля нелегальной продукции выросла с 2,1% до 9,1%, в регионах, граничащих с Казахстаном,– с 0,3% до 2,4%. Существенно выросла доля нелегальной продукции и на Северном Кавказе – с 0,3% в 2012 году до 5,5% в 2014-м.

Как следует из расчетов «БАТ Россия», доля контрабандных сигарет в структуре всего табачного рынка в прошлом году выросла примерно в 1,5 раза – с 1,4% до 1,9%. Гораздо быстрее росла доля поддельных сигарет: если в 2013 году она была только 0,2% (31,5 млн пачек), то к концу 2014 года выросла в четыре раза, до 0,8% (120 млн пачек). Выпуск же легальных сигарет в России, по данным Росстата, в 2014 году сократился на 8,8%, до 355 млрд штук (17,75 млрд пачек).

«Табачный контрафакт из абстрактной угрозы превратился в самый быстрорастущий сегмент рынка»,– говорит директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. Главным стимулом для развития подпольных табачных производств он считает резкий рост акцизов. В прошлом году табачные компании платили акциз 800 руб. с 1 тыс. сигарет (специфическая часть) плюс 8,5% от розничной стоимости (адвалорная часть), но не менее 1,04 тыс. руб. В этом же году была существенно увеличена адвалорная часть – до 11%, специфическая часть акциза поменялась несильно – 960 руб. (минимальный размер акциза установлен в размере 1,33 тыс. руб.).

«Сохранение ежегодных темпов роста акциза на уровне более 40% на протяжении последних шести лет вкупе с изменением макроэкономической ситуации и снижением покупательной способности населения создало все необходимые предпосылки для начала массового перехода потребителя на контрабандный и контрафактный продукт»,– говорит вице-президент по корпоративным вопросам JTI (Winston, Sobranie) Сергей Киселев. Остановить процесс роста нелегальной продукции может помочь ужесточение наказания за ее производство и оборот, считают участники рынка. «В последнее время государством были предприняты определенные шаги, которые, на наш взгляд, могут эффективно препятствовать дальнейшему распространению нелегального табака в России»,– считает директор по коммуникациям «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг » (Marlboro, Parliament) Ирина Жукова. В конце 2014 года Владимир Путин подписал закон, который вводит уголовную ответственность за контрабанду алкоголя и табака (максимальное наказание – семь лет тюрьмы, штраф – до 1 млн руб.), а также производство, сбыт и хранение немаркированной продукции (до шести лет тюрьмы, штраф – до 1 млн руб.).

Главный редактор медиагруппы «Русский табак» Максим Королев уверен, что в этом году нелегальный рынок сигарет расти не будет: причина не только в ужесточении наказаний, но и в том, что не будет увеличиваться контрабанда сигарет из Казахстана и Белоруссии. «Девальвация рубля сделала просто невыгодной продажу здесь продукции из соседних стран»,– поясняет он.

Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами