Декоративное изображение
2 448

Поделиться

Доля контрафактных сигарет выросла в полтора раза

Нелегальный рынок в дыму

Доля нелегальной продукции на табачном рынке в 2014 году увеличилась более чем в полтора раза – с 1,6% до 2,7%. В первую очередь, утверждает «БАТ Россия», это произошло за счет увеличения объемов контрафактных сигарет. Между тем в этом году, по мнению экспертов, дальнейшего роста нелегального рынка не будет: девальвация рубля сделала невыгодной торговлю контрабандной продукцией из Белоруссии и Казахстана.

Оценку нелегального рынка «БАТ Россия» (Kent, Lucky Strike) проводила, анализируя два исследования «TNS Россия» – общероссийское (включало не все регионы, в том числе Дагестан и Чечню) и отдельное в Дагестане. Вывод табачной компании: доля нелегальных сигарет в 2014 году выросла более чем в полтора раза – с 1,6% до 2,7%. В натуральном выражении объем нелегальной табачной продукции в прошлом году составили 7,7 млрд штук (примерно 385 млн пачек).

Наиболее высокая доля нелегальных сигарет в регионах, граничащих с Белоруссией и Казахстаном. Ранее производители сигарет обращали внимание, что разница табачных акцизов в России и у ее партнеров по Таможенному союзу привела к наплыву контрабандных сигарет (произведены легально, но незаконно реализованы в России, без уплаты местного акциза) с их территорий. Из исследований TNS

видно, что в соседних с Белоруссией регионах за последние два года доля нелегальной продукции выросла с 2,1% до 9,1%, в регионах, граничащих с Казахстаном,– с 0,3% до 2,4%. Существенно выросла доля нелегальной продукции и на Северном Кавказе – с 0,3% в 2012 году до 5,5% в 2014-м.

Как следует из расчетов «БАТ Россия», доля контрабандных сигарет в структуре всего табачного рынка в прошлом году выросла примерно в 1,5 раза – с 1,4% до 1,9%. Гораздо быстрее росла доля поддельных сигарет: если в 2013 году она была только 0,2% (31,5 млн пачек), то к концу 2014 года выросла в четыре раза, до 0,8% (120 млн пачек). Выпуск же легальных сигарет в России, по данным Росстата, в 2014 году сократился на 8,8%, до 355 млрд штук (17,75 млрд пачек).

«Табачный контрафакт из абстрактной угрозы превратился в самый быстрорастущий сегмент рынка»,– говорит директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый. Главным стимулом для развития подпольных табачных производств он считает резкий рост акцизов. В прошлом году табачные компании платили акциз 800 руб. с 1 тыс. сигарет (специфическая часть) плюс 8,5% от розничной стоимости (адвалорная часть), но не менее 1,04 тыс. руб. В этом же году была существенно увеличена адвалорная часть – до 11%, специфическая часть акциза поменялась несильно – 960 руб. (минимальный размер акциза установлен в размере 1,33 тыс. руб.).

«Сохранение ежегодных темпов роста акциза на уровне более 40% на протяжении последних шести лет вкупе с изменением макроэкономической ситуации и снижением покупательной способности населения создало все необходимые предпосылки для начала массового перехода потребителя на контрабандный и контрафактный продукт»,– говорит вице-президент по корпоративным вопросам JTI (Winston, Sobranie) Сергей Киселев. Остановить процесс роста нелегальной продукции может помочь ужесточение наказания за ее производство и оборот, считают участники рынка. «В последнее время государством были предприняты определенные шаги, которые, на наш взгляд, могут эффективно препятствовать дальнейшему распространению нелегального табака в России»,– считает директор по коммуникациям «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг » (Marlboro, Parliament) Ирина Жукова. В конце 2014 года Владимир Путин подписал закон, который вводит уголовную ответственность за контрабанду алкоголя и табака (максимальное наказание – семь лет тюрьмы, штраф – до 1 млн руб.), а также производство, сбыт и хранение немаркированной продукции (до шести лет тюрьмы, штраф – до 1 млн руб.).

Главный редактор медиагруппы «Русский табак» Максим Королев уверен, что в этом году нелегальный рынок сигарет расти не будет: причина не только в ужесточении наказаний, но и в том, что не будет увеличиваться контрабанда сигарет из Казахстана и Белоруссии. «Девальвация рубля сделала просто невыгодной продажу здесь продукции из соседних стран»,– поясняет он.

Олег Трутнев, ИД «Коммерсантъ»

Интервью

Декоративное изображение

Александр Злобин, Magic burger: «К 2028 году планируем нарастить сеть до 400 заведений»

За 5 лет региональная сеть выросла до 13 кафе, запустила собственное пищевое производство и планирует продавать франшизу.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами