Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Долой книжные полки
Участники книжного рынка, издательства и торговые сети, прогнозируют рост спроса на электронные книги. Полностью бумажная литература не исчезнет, однако ее доля в общем книжном обороте в ближайшие несколько лет будет снижаться, говорят они. Новые реалии рынка заставляют его участников искать альтернативные варианты для заработка, например, начинать торговлю электронными книгами, продавать устройства для их чтения вместе с доступом к электронным библиотекам, создавать сами библиотеки.
Легальный рынок электронных книг растет очень быстро, говорит директор по связям с общественностью интернет-магазина «Озон» Михаил Осин. Однако их продажи пока составляют крайне незначительную долю в общем объеме реализации книг. В 2009 году «Озон» продал более 3,7 млн экземпляров бумажных книг, при этом продажи цифровых измерялись тысячами единиц. В то же время у крупных зарубежных издательств компьютерной литературы, в частности Pearson Education и O’Reilly, доля еbooks в объеме продаж доходит до 12—15%. Объем продаж электронных книг будет расти и в России, «цифровое чтение» становится все более популярным, говорит Михаил Осин. В расчете на этот тренд «Озон» совместно с МТС запустил проект Ozon Galaxy. Его суть в следующем: магазин предлагает специальный ридер, который с помощью модуля 3G обеспечивает доступ к электронной библиотеке «Озона». Устройство было представлено в сентябре на Московской международной книжной ярмарке.
Если интернет-магазины уже приступили к освоению нового сегмента, то традиционные магазины пока практически не занимаются продажами электронных книг, хотя планы организовать такую торговлю у ритейлеров есть. «На сегодняшний день реализация этого проекта для нас не содержит коммерческой составляющей, пока это исключительно имиджевый проект, который мы надеемся осуществить в ближайшем обозримом будущем с отечественными и зарубежными партнерами», — говорит коммерческий директор Санкт-Петербургского дома книги Ирина Маграчева. Схожие планы у петербургской сети «Буквоед».
Издательские дома тоже пытаются найти свою нишу на новом рынке. Например, ИД «Питер» стал соучредителем проекта ibooks.ru — электронной библиотечной системы учебной и научной литературы. «Недавний приказ Минобрнауки обязал вузы страны подключиться к электронным библиотекам, содержащим учебники по всем основным дисциплинам», — рассказывает президент ИД «Питер» Вадим Усманов. По его словам, в электронную библиотеку, создаваемую при участии издательского дома, вошел весь портфель учебников и учебных пособий «Питера», а также нескольких других российских издательств. «В наших планах уже в следующем году подключить к системе ibooks.ru свыше сотни вузов, публичных библиотек, корпоративных университетов и т.д.», — говорит г-н Усманов.
Электронные книги будут занимать значимую долю рынка не ранее чем через три-пять лет, полагает заместитель начальника отдела закупок «Буквоеда» Сергей Денисов. В перспективе они могут занять до 70% книжного рынка, оставшиеся 30% бумажные книги будут держать еще долго. Пока, по мнению г-на Денисова, росту электронных книг мешает слабая информированность населения, высокая цена ридеров, относительно небольшой ассортимент электронных книг, пиратство.
Между тем эксперты единодушны в том, что снижение продаж традиционных книг не связано с развитием электронных книг. «Главным врагом бумажной книги является не ее электронный аналог, а общее падение интереса к чтению и разгул пиратства», — считает Вадим Усманов.
ОЛЕСЯ МАКСИМОВА www.rbcdaily.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?