Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 311
Поделиться
Доллар укрепился на рынке лекарств
Фармацевтический рынок России в первом квартале 2010 года вырос в рублях на 10%, а в долларах — на 26,8%. Такие данные содержатся в отчете ЦМИ «Фармэксперт». В первом квартале прошлого года динамика была противоположной — в рублях рынок вырос на 30%, а в долларах упал на 8%. Однако валютные колебания несильно сказываются на реальных тратах населения на лекарства, ведь расплачиваются в аптеках все равно в рублях.
По данным ЦМИ «Фармэксперт» в январе—марте 2010 года коммерческий рынок лекарственных средств в натуральном выражении вырос на 8,7% и составил 1,1 млн упаковок. В денежном выражении розничный коммерческий сегмент вырос в рублях на 10,2%, до 102 млрд руб. В долларах рынок розницы вырос на 26,8% и составил 3,4 млрд долл.
Причина роста рынка — «горячий» простудный и вирусный сезон. «Хотя пик продаж противопростудных препаратов пришелся на конец 2009 года, шлейф от ажиотажного спроса распространился практически на весь первый квартал 2010 года», — говорит гендиректор «Фармэксперт, Аналитика и Консалтинг» Давид Мелик-Гусейнов. Как и в прошлом году, население закупало впрок лекарства, боясь резкого увеличения цен. Наиболее ярко это проявилось в группах препаратов для лечения органов чувств (рост продаж 19,8%) и системы кровообращения и крови (9,5%).
В прошлом году наблюдалась обратная ситуация. В первом квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года в долларах рынок упал на 8%, а в рублях вырос на 30%. Высокие темпы долларового роста в первом квартале 2010 года аналитик связывает с ослаблением доллара по отношению к рублю. «Низкий рост объема продаж в рублях за первый квартал 2010 года — это пока не проявленный эффект от государственного регулирования», — добавляет г-н Мелик-Гусейнов.
По его мнению, благодаря положительной динамике валютного роста сейчас благоприятно складывается ситуация для иностранных компаний. «Рубль стоит весьма дорого на валютном рынке. Но иностранный игрок имеет возможность продать больше единиц продукции за один условный рубль, чем отечественная компания», — считает г-н Мелик-Гусейнов. Многие западные фармкомпании сейчас обсуждают возможность локализации производства в России. С начала этого года уже объявили о строительстве заводов в России такие компании, как «Ново Нордиск», «Астра Зенека» и «Берлин-Хеми». Однако, по прогнозу экспертов, темпы роста продаж несколько снизятся во втором и третьем кварталах. В целом в 2010 году рост рынка лекарств составит порядка 12% в рублях и 18% в долларах, оценивают в ЦМИ «Фармэксперт».
По итогам первого квартала этого года лидером рынка стала компания «Новартис»: розничные продажи за этот период составили 245,6 млн долл., или 7,3 млрд руб. Для сравнения: в первом квартале 2009 года продажи в долларах были на уровне 150 млн долл., в рублях — 5,2 млрд руб. (по остальным компаниям см. таблицу).
Картина рынка, представленная DSM Group, выглядит более пессимистично. Однако тренды рынка те же — он больше растет в долларах, чем в рублях. По данным DSM, коммерческий сегмент в рублях упал на 3%, достигнув 104 млрд руб., а в долларах вырос на 11% (до 3,5 млрд долл.). В упаковках рынок просел, показав минус 2%. «Население закупилось лекарствами в конце 2009 года. Кроме того, в первом квартале 2010 года была достаточно низкая заболеваемость.
Госрегулирование
на итоги первого квартала не повлияло», — говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, такой рост рынка в долларах позитивно скажется на отчетности западных компаний, но это не самый важный фактор. «Важнее увеличение трат на лекарства населения, которое тратит рубли, а не валюту», — поясняет г-н Шуляк.
В целом, по его оценке, в 2010 году рынок вырастет на 12% в рублях и примерно на столько же в долларах. По данным DSM Group, за весь прошлый год рынок в рублях вырос на 22%, а в долларах просел на 4%. Самым популярным лекарством в первом квартале остается арбидол — по данным DSM Group, препарат занимает 1,32% коммерческого рынка розницы, на втором месте — эссенциале, на третьем — октовигин.
RBC daily
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?