Декоративное изображение
2 142

Поделиться

"Доктор Столетов" вылечит рынок

На российском аптечном рынке была совершена первая за последние полтора года сделка по слияниям и поглощениям. Компания «Эркафарм», развивающая сеть «Доктор Столетов», приобрела таганрог­скую сеть аптек «Вита Бай+». По мнению аналитиков, крупные аптечные сети, которым в кризис удалось оптимизировать бизнес, в этом году начнут по­глощать региональных игроков. Сделка по покупке компанией «Эркафарм» аптечной сети «Вита Бай+» была закрыта в конце 2009 го­да. По словам гендиректора компании «Доктор Столетов» Светланы Кошелевой, приобретенная сеть — лидер Таганрога как по количеству аптечных учреждений, так и по товарообороту. Ее доля на местном рынке составляет 27%. До сделки в Таганроге работали пять аптек «Доктор Столетов» (всего сеть насчитывает 427 точек), теперь к ним присоединятся еще девять аптек «Вита Бай+». «Мы не считаем нужным менять ни кадровую, ни ценовую политику купленных аптек. Преобразования коснутся автоматизации сети», — уточнила г-жа Кошелева. Финансовые детали сделки не раскрываются. По мнению аналитиков, южные регионы сейчас перспективны для развития аптечного бизнеса. «Пока там низкий платежеспособный спрос, но постепенно он будет расти», — считает директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. Инвестиционную активность на юге также подстегивает и готовящаяся Олимпиада в Сочи. О планах по расширению заявили и другие крупные аптечные сети. В сети «Ригла» рассказали, что планируют в 2010 го­ду открывать новые аптеки в тех регионах, которые показали наибольшую эффективность. «Ригла» открыта для предложений о покупке готовых аптек, если те будут соответствовать требованиям к эффективности и цене, заявили в компании. «Фармакор» также готов рассматривать адекватные предложения о покупке аптечного бизнеса в различных регионах России. «Мы сами ищем интересные варианты», — заявили в пресс-службе «Фармакора». Кроме того, в 2010 году сеть планирует открыть 40—50 новых аптек по всей стране. Однако крупнейшая в России аптечная сеть «36,6» пока намерена продолжать оптимизацию бизнеса и не планирует расширяться. «Компания будет фокусироваться на повышение эффективности и прибыльности существующих торговых точек», — пояснила директор по корпоративным коммуникациям «36,6» Ирина Лаврова. До кризиса «36,6» была лидером на рынке M&A. В 2007 году компания приобрела шесть аптечных сетей в четырех городах на юге России, в том числе в Сочи. В середине 2008 года «Фармакор» приобрел восемь аптек в Петро­заводске и семь в Белгороде. Рост оборота аптечного рынка в те годы, по оценке экспертов, составлял 45—50%. Но кризис заставил аптечные сети притормозить развитие и задуматься об оптимизации. Ставки по рублевым кредитам выросли к 2009 году до 25—30% годовых. «До кризиса аптеки расширялись в основном за счет длинных дешевых денег», — объясняет г-н Мелик-Гусейнов. Кроме того, подорожали медикаменты, что привело к снижению рентабельности сетей. По данным Росздравнадзора, только с января по май 2009 года оптовые цены на лекарства выросли в среднем по стране на 12%. В этой ситуации небольшим сетям стало выгоднее влиться в бизнес более крупных игроков. «Некоторые аптечные сети поняли, что их стоимость не возрастет, и решили продать свой бизнес», — говорит гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Адекватные предложения со стороны региональных аптечных сетей приведут к росту количества сделок M&A, уверены эксперты. RBC daily

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами