Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Доктор Столетов» узнал себе цену
Аптечная сеть может сменить владельца
Сеть «Доктор Столетов» выставлена на продажу с прошлой осени, как и остальные российские активы грузинского бизнесмена Бориса Иванишвили. Основные покупатели уже определились: дистрибутор лекарств «Империя-Фарма» и фонд Hi Capital, совладелец «36,6», готовы заплатить за эти аптеки примерно $70 млн.
Сеть аптек «Доктор Столетов», созданная в 2002 году, сейчас принадлежит владельцу банка «Российский кредит» и компании «Уникор» Борису (Бидзине) Иванишвили, личное состояние которого журнал Forbes в прошлом году оценил в $5,5 млрд. В октябре господин Иванишвили объявил, что продает весь свой бизнес в России в связи с созданием в Грузии оппозиционной партии для борьбы с президентом Михаилом Саакашвили.
В ноябре «Уникор» разослал потенциальным инвесторам презентацию «Доктора Столетова» (имеется в распоряжении “Ъ”). Там сообщается, что вся сеть оценивается в $113 млн. Эта сумма учитывает товарные запасы на $14 млн, денежные средства на $1,5 млн, а также долговые обязательства в $72 млн. На конец 2011 года количество сети должно было насчитывать 418 аптек. Выручка «Доктора Столетова» в 2011 году оценивалась в 4,7 млрд руб., чистый убыток в 185 млн руб., отрицательная EBITDA составляла 2 млн руб. В 2012 году сеть прогнозирует улучшение финансовых показателей: выручка должна подняться до 6,2 млрд руб., чистая прибыль – до 53 млн руб., EBITDA – до 248 млн руб.
Агентство «Фармэксперт» по итогам первой половины 2011 года поставило «Доктора Столетова» на 10-е место в списке российских аптечных ритейлеров, занимающих самую большую долю на розничном коммерческом рынке лекарств в денежном выражении. Его доля была определена в 0,76%, для сравнения у лидера – «36,6» – было 2,61%.
По данным источников отраслевого издания «Фармвестник», сделка по продаже «Доктора Столетова» находится в завершающей стадии, а наиболее вероятными покупателями являются петербургский фармдистрибутор «Империя-Фарма» и инвестфонд Hi Capital. При этом каждый из претендентов, пишет издание, готов заплатить $70 млн, то есть приблизительно в 1,6 раза меньше, чем просит «Уникор».
Собеседник “Ъ” на фармрынке подтвердил, что активные переговоры о продаже «Доктора Столетова» идут только с «Империей-Фарма» и Hi Capital. «Ранее в них еще участвовала финская Oriola-KD (владеет аптеками “Старый лекарь” и “03”.– “Ъ”), но она предлагала еще меньше денег. Четвертым претендентом была A.v.e group, которая в начале прошлой недели обнародовала предложение “Уникору” в размере $60 млн»,– говорит он. Директор маркетингового агентства Cegedim Strategic Data, специализирующегося на фармотрасли, Давид Мелик-Гусейнов считает, что «Доктор Столетов» может стоить дороже: «В августе прошлого года мы оценивали эту сеть в $83 млн».
Совладелец A.v.e group Владимир Кинцурашвили подтвердил участие в переговорах по покупке «Доктора Столетова». По его словам, A.v.e все еще является претендентом на сеть. «Да, мы знаем, что другие компании предлагали больше, чем мы, но не исключено, что мы скорректируем наше предложение»,– заявил господин Кинцурашвили. Представитель «Уникора» Ольга Безгодова отметила, что переговоры «еще не вступили в финальную стадию».
Начальник отдела маркетинга «Империи-Фарма» Руслан Древаль комментировать переговоры отказался. Зато источник, близкий к компании, объяснил, что «сейчас все крупные дистрибуторы лекарств стремятся выходить в розничный сегмент, поскольку без такой диверсификации бизнеса продолжение роста невозможно». Господин Мелик-Гусейнов отмечает, что для «Империи-Фарма» диверсификация необходима в связи с утратой ее почти монопольного положения на рынке госзакупок лекарств в Санкт-Петербурге (см. “Ъ” от 18 января).
Получить комментарий в Hi Capital не удалось. В настоящее время фонду принадлежит 22,59% в «36,6», до недавнего времени он контролировал 26% компании «Мособлфармация», управляющей 500 аптеками в Московской области.
Олег Трутнев, Кристина Бусько, ИД «Коммерсантъ»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?