Декоративное изображение
1 897

Поделиться

"Доктор Столетов" прирастает Сибирью

Освоение аптечного рынка Новосибирска федеральными сетями продолжается. Компания ЗАО «Эркафарм» (владелец аптечной сети «Доктор Столетов») открыла в сентябре две свои аптеки и планирует до нового года открыть еще 2–3 аптеки в востребованном формате фарммаркета. Но местные игроки по-прежнему относятся к появлению новых имен спокойно, считая, что пока нет сети, способной внести на стабильный аптечный рынок существенные изменения.

Компания ЗАО «Эркафарм» (сеть аптек «Доктор Столетов») основана в 1992 году. В 2002-м аптеки «Эркафарма» объединены под единой маркой «Доктор Столетов». Сегодня сеть объединяет более 380, в том числе около 90 с открытой формой торговли, аптек в 13 регионах России и входит в десятку крупнейших аптечных сетей России. В ассортименте более 17 000 наименований, годовой товарооборот в 2006 году составил $75 млн. Основные виды деятельности: розничная реализация лекарственных средств, парафармацевтической продукции, лечебной косметики и сопутствующих товаров.

Первые аптеки «Доктор Столетов» были открыты согласно основной стратегии компании — наращиванию объема при помощи поглощения мелких и средних аптек. Она оказалась довольно успешной — по данным «Фармэксперта», «Эркафарм» занимает 1-е место по количеству аптек в рейтинге межрегиональных аптечных сетей. И как стало известно от сотрудников новосибирских аптек «Доктор Столетов», вероятно, к началу 2008 года в Новосибирске появятся новые аптеки этой сети, причем в формате фарммаркета. Уже ведется поиск помещений. Конкретные даты и особенность формата в центральном офисе компании пока не озвучивают. Напомним, что осенью представителями «Эркафарма» официально озвучили планы по развитию сети в регионах, и до конца 2008 года в Новосибирске планировалось открыть до 10 аптек (и не менее — в Красноярске и Омске).

Местные игроки относятся к появлению нового конкурента на рынке спокойно, уточняя, что новосибирский рынок давно активно развивается и приход крупных федеральных сетей уже никого серьезно не настораживает. Здесь уже открыты аптеки компаний «Ригла», «Натур Продукт», скоро ожидается выход «Фармакора». Однако о каком-либо переделе рынка говорить пока не приходится.

Впрочем, планы нового игрока старожилов рынка интересуют. «Успешность освоения рынка «Доктором Столетовым» зависит в первую очередь от того, каким образом компания будет расширять сеть, — говорит директор сети аптек «Моя аптека« Татьяна Чалая. — Сегодня аптеки легче покупать. Тем более сложно прогнозировать развитие новой сети в связи с тем, что во всех более или менее интересных местах Новосибирска аптеки уже есть».

Директор сети аптек «Мелодия здоровья» Юрий Каримов считает, что найти привлекательные места в городе еще возможно. Но даже если расширение сети будет происходить согласно заявленным планам, существенного перераспределения сил на рынке не будет. «На новосибирском рынке около 400 аптек, и десять новых погоды не сделают. Тем более что местные сети занимают достаточно серьезные позиции», — продолжает господин Каримов.

Идея создания фарммаркета тоже не нова — ее с успехом осваивают многие игроки. Популярность формата растет по причине насыщения рынка, что влечет за собой расширение ассортимента сетевых аптек. «И у закрытого формата есть ряд преимуществ, но многое зависит от месторасположения и технологий. А популярность открытой формы торговли — это сегодня общая тенденция, — отмечает Юрий Каримов. — Если говорить о влиянии усиливающейся на рынке конкуренции, то она, безусловно, послужит улучшению в первую очередь ассортимента и качества сервиса. В регионе такие формы сервиса, как, например, интернет-аптеки и доставка лекарственных препаратов на дом, пока находятся на начальном этапе».

По словам заместителя директора по фармацевтической деятельности сети аптек «Ваше здоровье» Елены Ульяновой, в Новосибирске уже представлены все форматы, и ничего принципиального нового сеть не привнесет. Директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов также отмечает то, что фарммаркеты «Доктора» ничем от конкурентов не отличаются, но одновременно выделяет тот факт, что успешное расширение сети «Доктор Столетов» связано с избранной стратегией ориентирования не на масштабный ритейл, как у сетей «36,6» и «Ригла», а на поглощение аптек «классического» формата и открытие на их базе точек того же формата.

«Аптечные киоски «Доктор Столетов» в Москве есть даже в метро, — отмечает господин Мелик-Гусейнов. — А успешность и прибыльность не всегда связаны с размерами аптеки. Как показывает жизнь, развивая сеть аптек классического варианта, где преобладающий ассортимент — это собственно лекарственные препараты, и основная работа ложится на провизора, — возможно эффективно действовать на рынке. Есть уверенность, что процесс экспансии в регионы будет продолжаться активно и дальше, в том числе и со стороны «Доктора Столетова». И велика доля вероятности, что в следующем году, расширив свою географию присутствия, эта сеть получит статус национальной (сегодня этот статус имеют «36,6» и «Ригла«)».

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами