Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Доктор Столетов" прирастает Сибирью
Освоение аптечного рынка Новосибирска федеральными сетями продолжается. Компания ЗАО «Эркафарм» (владелец аптечной сети «Доктор Столетов») открыла в сентябре две свои аптеки и планирует до нового года открыть еще 2–3 аптеки в востребованном формате фарммаркета. Но местные игроки по-прежнему относятся к появлению новых имен спокойно, считая, что пока нет сети, способной внести на стабильный аптечный рынок существенные изменения.
Компания ЗАО «Эркафарм» (сеть аптек «Доктор Столетов») основана в 1992 году. В 2002-м аптеки «Эркафарма» объединены под единой маркой «Доктор Столетов». Сегодня сеть объединяет более 380, в том числе около 90 с открытой формой торговли, аптек в 13 регионах России и входит в десятку крупнейших аптечных сетей России. В ассортименте более 17 000 наименований, годовой товарооборот в 2006 году составил $75 млн. Основные виды деятельности: розничная реализация лекарственных средств, парафармацевтической продукции, лечебной косметики и сопутствующих товаров.
Первые аптеки «Доктор Столетов» были открыты согласно основной стратегии компании — наращиванию объема при помощи поглощения мелких и средних аптек. Она оказалась довольно успешной — по данным «Фармэксперта», «Эркафарм» занимает 1-е место по количеству аптек в рейтинге межрегиональных аптечных сетей. И как стало известно от сотрудников новосибирских аптек «Доктор Столетов», вероятно, к началу 2008 года в Новосибирске появятся новые аптеки этой сети, причем в формате фарммаркета. Уже ведется поиск помещений. Конкретные даты и особенность формата в центральном офисе компании пока не озвучивают. Напомним, что осенью представителями «Эркафарма» официально озвучили планы по развитию сети в регионах, и до конца 2008 года в Новосибирске планировалось открыть до 10 аптек (и не менее — в Красноярске и Омске).
Местные игроки относятся к появлению нового конкурента на рынке спокойно, уточняя, что новосибирский рынок давно активно развивается и приход крупных федеральных сетей уже никого серьезно не настораживает. Здесь уже открыты аптеки компаний «Ригла», «Натур Продукт», скоро ожидается выход «Фармакора». Однако о каком-либо переделе рынка говорить пока не приходится.
Впрочем, планы нового игрока старожилов рынка интересуют. «Успешность освоения рынка «Доктором Столетовым» зависит в первую очередь от того, каким образом компания будет расширять сеть, — говорит директор сети аптек «Моя аптека« Татьяна Чалая. — Сегодня аптеки легче покупать. Тем более сложно прогнозировать развитие новой сети в связи с тем, что во всех более или менее интересных местах Новосибирска аптеки уже есть».
Директор сети аптек «Мелодия здоровья» Юрий Каримов считает, что найти привлекательные места в городе еще возможно. Но даже если расширение сети будет происходить согласно заявленным планам, существенного перераспределения сил на рынке не будет. «На новосибирском рынке около 400 аптек, и десять новых погоды не сделают. Тем более что местные сети занимают достаточно серьезные позиции», — продолжает господин Каримов.
Идея создания фарммаркета тоже не нова — ее с успехом осваивают многие игроки. Популярность формата растет по причине насыщения рынка, что влечет за собой расширение ассортимента сетевых аптек. «И у закрытого формата есть ряд преимуществ, но многое зависит от месторасположения и технологий. А популярность открытой формы торговли — это сегодня общая тенденция, — отмечает Юрий Каримов. — Если говорить о влиянии усиливающейся на рынке конкуренции, то она, безусловно, послужит улучшению в первую очередь ассортимента и качества сервиса. В регионе такие формы сервиса, как, например, интернет-аптеки и доставка лекарственных препаратов на дом, пока находятся на начальном этапе».
По словам заместителя директора по фармацевтической деятельности сети аптек «Ваше здоровье» Елены Ульяновой, в Новосибирске уже представлены все форматы, и ничего принципиального нового сеть не привнесет. Директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов также отмечает то, что фарммаркеты «Доктора» ничем от конкурентов не отличаются, но одновременно выделяет тот факт, что успешное расширение сети «Доктор Столетов» связано с избранной стратегией ориентирования не на масштабный ритейл, как у сетей «36,6» и «Ригла», а на поглощение аптек «классического» формата и открытие на их базе точек того же формата.
«Аптечные киоски «Доктор Столетов» в Москве есть даже в метро, — отмечает господин Мелик-Гусейнов. — А успешность и прибыльность не всегда связаны с размерами аптеки. Как показывает жизнь, развивая сеть аптек классического варианта, где преобладающий ассортимент — это собственно лекарственные препараты, и основная работа ложится на провизора, — возможно эффективно действовать на рынке. Есть уверенность, что процесс экспансии в регионы будет продолжаться активно и дальше, в том числе и со стороны «Доктора Столетова». И велика доля вероятности, что в следующем году, расширив свою географию присутствия, эта сеть получит статус национальной (сегодня этот статус имеют «36,6» и «Ригла«)».
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?