Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дмитрий Медведев желает прочитать закон "О торговле" еще до Нового года
Продавцам указано не хамить колхозникам
Закон «О торговле» может быть в очередной раз переписан: в процесс затянувшегося согласования законопроекта вмешался президент Дмитрий Медведев, обвинивший торговые сети в «хамских поборах» и потребовавший согласования документа в ноябре 2008 года. Законопроект должен быть внесен в правительство к 1 декабря, но в ведомствах не исключают, что документ будет внесен в правительство с разногласиями: ФАС по-прежнему требует от Минпромторга жесткости по отношению к ритейлу и больших преференций российским аграриям.
Президент Дмитрий Медведев вчера на встрече с аграриями (см. материал на этой стр.) в жесткой форме потребовал от профильных ведомств в течение месяца завершить согласование закона «О торговле» и внести его в правительство. «Хватит заниматься ерундой!» — заявил президент, выразив удивление, что согласование между Минпромторгом и Минэкономразвития идет так долго. На встрече с членами Российского аграрного движения глава государства также затронул тему бонусов, которые платят сельхозпроизводители за вхождение в торговую сеть: «Сельский производитель слабый, он не может конкурировать с торговой сетью на равных, поэтому, чтобы очутиться на красивых прилавках, с него дерут эти деньги». «Это элементарный хамский побор»,— заявил глава государства, дав понять, что в затянувшемся противостоянии между ритейлерами и Минпромторгом, с одной стороны, и Минсельхозом и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), с другой стороны, он выступает на стороне сельхозпроизводителей.
Работа над законом «Об основах госрегулирования и развития торговой деятельности в РФ» начиналась еще в Минэкономразвития. После реорганизации правительства в мае 2008 года законопроект был передан в Минпромторг. Проект предполагал снижение планки доминирования для торговых сетей с 35% до 15%, а в Москве и Санкт-Петербурге — до 5%. По настоянию Минсельхоза законопроект допускал госрегулирование цен на сельхозпродукцию. Минпромторг отверг жесткие антимонопольные нормы, полагая, что закон должен развивать, а не тормозить торговлю.
В августе Виктор Христенко назначил главой департамента госрегулирования внутренней торговли, отвечающего за разработку законопроекта, лоббиста торговых сетей, бывшего руководителя Ассоциации компаний розничной торговли Олега Сазанова. Ритейлеры приветствовали это назначение, в ФАС выразили недоумение. В конце октября Минпромторг опубликовал на сайте компромиссный текст законопроекта, который содержал антимонопольный раздел, но не представлял угрозы для сетевых торговых компаний. Согласно проекту, компания не может быть признана доминирующей, если ее доля в границах субъекта федерации не превышает 35%. Целая глава законопроекта посвящена «особенностям торговли сельхозпродукцией», она содержит в основном рамочные нормы и призывает ритейлеров и производителей решать проблемы по обоюдному согласию.
В начале ноября 2008 года ритейлеры со своей стороны дали понять, что способны договориться с поставщиками без ужесточения законодательства. Ассоциация компаний розничной торговли совместно с Союзом независимых сетей России заявили о принятии положения «О порядке доступа отечественной сельскохозяйственной продукции в торговые сети». Члены ассоциаций отказались от взимания с производителей сельхозпродукции входных бонусов, платы «за полку», платы за открытие новых магазинов, других дополнительных платежей.
Но законопроект «О торговле» в текущей редакции по-прежнему не устраивает ни ФАС, ни Минсельхоз, ни Минэкономразвития. В начале ноября глава Минсельхоза Алексей Гордеев направил в Минпромторг ряд предложений по законопроекту, в том числе о снижении порога доминирования торговых сетей с 35% до 10%. Как заявили “Ъ” вчера в Минсельхозе, с тех пор позиция ведомства «не изменилась». В Минэкономики также имеют ряд замечаний к законопроекту, но они «не являются непреодолимыми». В ведомстве полагают, что успеют «за отведенный срок договориться с коллегами из Минпромторга». Ритейлеры против этих новшеств. «Излишние административные барьеры пагубны для отрасли и в конечном итоге пострадает от этого покупатель»,— прокомментировал “Ъ” инициативы ФАС и Минсельхоза управляющий директор по корпоративным отношениям Х Юрий Кобаладзе.
Самую жесткую позицию по проекту занимают в ФАС. «В текущей редакции законопроект не отвечает поручению президента и правительства обеспечить баланс между поставщиками и торговыми сетями»,— заявили “Ъ” в ведомстве, отметив, что законопроект Минпромторга «поощряет торговые сети к занятию недобросовестной практикой». ФАС направила в Минпромторг свои предложения по правке законопроекта — доминирующими предлагается считать те торговые сети, оборот которых выше определенной суммы, утвержденной правительством. Предел доминирования предлагается сохранить на уровне 35%, однако ФАС предлагает определять его в пределах локального рынка — муниципального района или городского округа. «Если они не согласятся, законопроект будем вносить с разногласиями»,— заявил “Ъ” начальник управления по контролю в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей Нижегородцев.
В Минпромторге полагают, что критика президента в адрес торговых сетей касается не столько закона «О торговле», сколько условий договоров ритейлеров с поставщиками. В ведомстве полагают, что претензии ФАС «не совсем по адресу», так как розничная торговля представлена в основном малым бизнесом и не монополизирована. «Дискуссии по поводу доминирования — это дискуссии вчерашнего дня»,— заявил “Ъ” заместитель главы Минпромторга Станислав Наумов, отметив, что торговые сети первыми столкнулись с проблемами финансовой системы. По его словам, «сегодня не та ситуация, когда сети агрессивно развивались и, может быть, иногда вели себя не совсем корректно». В ведомстве полагают, что успеют снять разногласия по законопроекту и внести его в правительство до конца ноября 2008 года.
Александр Гудков, КоммерсантЪ
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?