Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Для пермских продавцов алкоголя подорожают лицензии
Вчера депутаты краевого заксобрания (ЗС) рассмотрели законопроект о лицензионных сборах на розничную продажу алкоголя. Документ кардинально меняет систему выдачи лицензий продавцам спиртного. Предполагается, что теперь предприниматели будут получать лицензию на каждую торговую точку, а ее стоимость будет варьироваться от местоположения магазина. Например, для торговцев краевого центра она подорожает с 5 до 30 тыс. рублей. Вчера оппозиционные депутаты предложили поднять эту планку до 75 тыс. рублей или даже «привязать» плату к объему продукции магазинов. Пермские ритейлеры заявляют, что от увеличения размера лицензии пострадают в первую очередь обычные потребители.
Вчера чиновники крайадминистрации представили депутатам законопроект, определяющий размер лицензионных сборов за розничную продажу алкоголя. По словам министра торговли края Елены Гилязовой, за норму был взят принцип, по которому лицензиат платит только один раз и за каждую обособленную точку. Напомним, что ранее размер лицензии составлял 5 тыс. рублей с одного юридического лица сроком на 5 лет. Вторым принципиальным решением стала территориальная «привязка» стоимости лицензии. Так, с сельских операторов планируется взимать 5 тыс. рублей за точку, с городских округов — 10 тыс. рублей. А для операторов города Перми предполагается установить плату за лицензию в 30 тыс. рублей. Подобную дифференциацию губернские власти объясняют разными оборотами продавцов в сельской местности и в краевом центре. Кроме того, госпожа Гилязова предложила отдельным законом снизить срок лицензии с пяти до трех лет.Напомним, что принять «алкогольный» закон планировалось еще прежним составом областного ЗС и депутатами Коми-округа. Однако осенью прошлого года совместная рабочая группа так и не сумела согласовать размер лицензионного сбора, превратив обсуждение в бурную дискуссию. Разработчики предлагали установить его в размере 50 тысяч рублей, взимаемых с одного юридического лица на 5 лет, независимо от того, сколько точек розничной продажи он имеет. Однако этому воспротивились коми-пермяцкие законодатели. По их словам, в некоторых окружных магазинах продавались одна-две бутылки водки в месяц, и подобный тариф мог разорить их. В итоге был принят компромиссный вариант — собирать 15 тыс. рублей с каждой торговой точки лицензиата. В таком случае для 1,5 тыс. юридических лиц будет создан более щадящий режим, и, по расчетам КСП, они будут платить около 45 вместо 50 тыс. рублей. Рассмотреть поправки в документ вчера с первого раза также не удалось. Депутат Виктор Карпов предложил в сельской местности взимать 15 тыс. рублей с одного лицензиата, а в городских поселениях ту же сумму, но уже с каждой точки. Поправки члена ЛДПР Сергея Митрофанова предусматривали 20 тыс. рублей за лицензию в границах городских округов и 10 тыс. вне городской территории. Причем в краевом центре он предложил взимать также по 30 тыс. рублей за точку, а вот со специализированных магазинов — по 75 тыс. рублей. «Подобные магазины все равно не несут глубокой социальной значимости», — аргументировал господин Митрофанов. Примечательно, что все лицензии депутат предполагал выдавать сроком на один год.Оригинальную трактовку документа выдвинул другой «либерал-демократ» Игорь Рогожников. По его мнению, необходимо устанавливать процент сборов в зависимости от объема заявленной алкогольной продукции. «Тогда отпадет необходимость в дифференциации торговых точек», — отметил депутат. А «пенсионер» Андрей Маркин вообще предложил установить максимальные суммы сборов (федеральный закон предусматривает до 100 тыс. рублей). «В Еврейском АО они составляют 50 тыс. рублей и за один год, — заявил депутат. — Не должно получиться, чтобы мы приняли закон о трех копейках, а потом жили по нему 3 года!».Впрочем, правовой пыл депутатов вчера был остужен госпожой Гилязовой. Она отметила, что лицензия — это разрешительная процедура, путать его с налогами, которые взимаются с оборота продаж, нельзя. Она попросила депутатов разработать такое лицензирование, чтобы «предприниматели не искали обходные пути». «Например, сколько шоколадок должен выставить продавец в магазине, чтобы не считаться специализированным?» — недоумевала она. Министра поддержал депутат-единоросс Алексей Фролов, предложивший рабочей группе двигаться в логике администрации. В итоге законодателями было принято решение отложить рассмотрение поправок до следующей недели.Игроки алкогольного рынка разошлись во мнении по поводу грядущих перемен. В Крайпотребсоюзе вчера заявили, что депутатам необходимо «добросовестно» подойти к вопросу. По словам зампредседателя общества Ирины Белослудцевой, из 1302 торговых точек — 850 находится в сельской местности. К примеру, в Бардымском потребительском обществе 52 маленьких магазинчика, а в Кунгурском — 120. «Вряд ли у них найдется 15 тысяч за каждую точку», — полагает она. По ее словам, непосильная для них сумма может привести к разорению или сокращению «точек», что, в свою очередь, способствует увеличению потребления суррогата. «В прошлом году федеральные законы уже значительно „потрепали“ игроков рынка, из-за чего их количество уменьшилось, — отметил „Ъ“ владелец группы компаний „Норма“ Вадим Юсупов. — Если сейчас резко увеличить ставки, расходы будут заложены в торговую цену, то есть попросту лягут на плечи потребителей». По его словам, лицензия для магазинов «Норман» в Санкт-Петербурге составляет 100 тыс. рублей за пять лет. «Но уровень жизни петербуржцев и пермяков не соизмерим, мы не сможем платить столько!» — полагает господин Юсупов. Руководитель сети алкогольных супермаркетов «Лион» Сергей Трубин также считает, что увеличение размера лицензии отразится на покупателях: «30 тыс. рублей — оптимальная цена, но и то, наверное, завышенная. По-моему, лучше получать лицензии по старой системе».
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.