Декоративное изображение
7 153

Поделиться

DIY-сети продолжают экспансию

 в регионы и в Интернет

Темпы роста рынка розничной торговли сектора DIY (do it yourself – «сделай сам», или «строительство и ремонт своими руками») в 2012 году по сравнению с 2011 годом, как предполагают аналитики агентства InfoLine, замедлятся почти в 1,5 раза. По их мнению, потребители, опасаясь нестабильности экономической ситуации, еще в конце прошлого года отказались от проведения ремонта и снизили затраты на приобретение строительных и отделочных материалов, и такая ситуация продержится еще год. Вместе с тем товарооборот сегмента DIY не снижается, компании продолжают расширять свою географию и развивают интернет-торговлю.

Как отметил генеральный директор сети «Метрика» Алексей Иовлев, количество крупных покупок действительно снизилось, однако строительные материалы не являются главной статьей доходов магазинов DIY.

- Основную долю составляют покупатели с небольшим чеком, которые планируют какие-то локальные улучшения в своем доме: поменять люстру, вкрутить новую лампочку, повесить полку, – сказал он.

Кстати, в планах «Метрики» за год-полтора увеличить число магазинов до 99 при сохранении операционной эффективности и перестройке логистических процессов. На начало марта 2012 г. сеть владеет 60 магазинами в 30 городах России.

- Мы планируем открыть несколько супермаркетов в Петербурге, достичь лидерства по числу торговых точек в Ленобласти, усилить присутствие на Северо-Западе, выйти к Баренцеву морю, продолжить развитие на Черноземье, – отметил Алексей Иовлев на форуме «Проблемы и перспективы развития рынка строительно-отделочных материалов и торговли DIY». – Основу нашего бизнеса занимают гипермаркеты, но в последние три года мы все больше развиваемся в формате супермаркетов – магазинами площадью около 2 000 кв. м и в городах с населением не менее 50 000 жителей. Это объясняется тем, что стратегия лидеров рынка, при которой гипермаркеты открываются в городах-миллионниках, уже начала себя исчерпывать.

Сеть «Метрика» также начала продажи своей франшизы для населенных пунктов, в которые компания не планирует в ближайшие годы выходить сама. Кроме того, она намерена в ближайшие годы увеличить долю товаров под собственной торговой маркой с 10% до 25%. А еще сеть запускает систему online-торговли, которая позволит и в магазинах меньшего формата заказывать и получать товары из полноценной матрицы гипермаркета.

По информации агентства INFOLine, за последний год количество Интернет-магазинов строительных товаров в России выросло более, чем вдвое. Но в цифрах этот рост не значителен: из 170 исследованных сетей (150 – DIY и 20 – Household&Garden («товары для дома и сада») на данный момент только 32 DIY-ритейлера имеют Интернет-магазины, из которых 24 действующих. При этом 13 местных ритейлеров (представленных лишь в одном регионе) не имеют даже корпоративного сайта.

Что касается DIY-сетей, у которых есть онлайн-магазины, то такой объект появился и на сайте сети «К-раута», но он пока работает в тестовом режиме только для сотрудников компании. Впрочем, его официальное открытие ожидается уже в 2012 году. Интернет-магазин работает у сети «Максидом», правда, только в Санкт-Петербурге. Его продажи занимают в обороте ритейлера не более 1%. Но компания намерена в ближайшее время запустить онлайн-торговлю и в других регионах. Сеть «Петрович» тоже в прошлом году начала продажи через собственный интернет-магазин. Пока на этот канал приходится 2% от оборота сети компании, но по ее планам, в следующем году доля онлайн-продаж вырастет до 4-5%, а в 2014-м достигнет 15-20%.

Кстати, сеть «Петрович» недавно вышла на рынок оптовых продаж в городах Северо-Запада. В компании подсчитали, что за счет привлечения новых клиентов и охвата дополнительных регионов смогут увеличить оборот оптовых продаж в 2012 году на 40% – до 4,5-5 млрд рублей. По словам исполнительного директора компании Виктора Адамова, в регионах есть достаточно большое пространство для роста оптового рынка стройматериалов, и благодаря предпринятым шагам совокупный оборот оптового направления компании должен увеличиться в 2012 году на 40% и составить 4,5-5 млрд рублей. Заметим, это не первые действия компании, направленные на выход в регионы – «Петрович» намерен инвестировать 40-45 млн в открытие пяти магазинов в Петрозаводске, Гатчине, Пскове, Вологде и Череповце в течение 2012-2013 годов.

Кроме того, компания осваивает рынки регионов посредством франчайзинга. С помощью франшизы сеть «Петрович» развивает на Северо-Западе сеть стройбаз под брендом «Уровень», отличающихся от традиционных «Петровичей» меньшим количеством товарных наименований, более низкими ценами и большей ориентацией на розничного потребителя, а не на профессионалов. В компании заявляли, что в течение четырех лет планируется открыть на Северо-Западе примерно 20 магазинов «Уровень» по франшизе.

Что касается регионального развития международных ритейлеров сегмента DIY, то французская сеть Leroy Merlin планирует в течение 2012 года открыть на территории России 6 новых гипермаркетов. Два из них – в Самаре и Красноярске – уже запущены компанией в этом году. В стадии разработки находятся 4 проекта – в Москве, Твери, Волгограде и Екатеринбурге. В будущем сеть Leroy Merlin планирует открывать 6-8 гипермаркетов ежегодно.

А германская сеть OBI в ближайшие 3-4 года будет открывать по четыре гипермаркета в России ежегодно. Такие планы озвучил генеральный директор российского подразделения OBI Иан Стриклэнд на форуме Адама Смита «Российская розничная торговля 2012». Из последних новостей сети – недавнее переоборудование действующих магазинов в Санкт-Петербурге. В ходе переоборудования поменялась выкладка ассортимента, было внедрено новое торговое оборудование, изменились размеры отделов и навигация, добавились тренд-студии, появились новые информационные стойки. Как сказал Иан Стриклэнд, инновации в ритейле не обязательно касаются использования гаджетов – есть масса более простых способов повысить результативность торговых объектов: мерчандайзинг, логистика, навигация и т.д.

По данным InfoLine, в 2011 году товарооборот DIY магазинов в России по сравнению с 2010 годом вырос на 20%, до 770 млрд рублей. Основная выручка пришлась на сети гипермаркетов IKEA, Leroy Merlin, OBI, «Максидом», Castorama и «Метрика». При этом основной доход наблюдался в региональных отделениях сетей.

«Практика торговли» № 5, 2012 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами