Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
3 084
Поделиться
Девелоперы заморозили кинотеатры
В 2010 году откроется максимум 150 новых залов в сравнении с 300 в 2008-м
В 2008 году российский кинотеатральный рынок увеличился более чем на 20,5%, до 1 864 экранов, подсчитала компания «Невафильм». Зато в 2009–2010 годах развитие существенно замедлится, говорят киносети: по их данным, заморожено до 90% девелоперских проектов, включающих кинотеатры.
По данным компании «Невафильм», представленным на конференции «Кинокризис?
Кризис
кино!» в прошлую пятницу, количество кинотеатров в России в 2008 году составило 736 по сравнению с 670 в 2007-м, а число залов увеличилось до 1 864 с 1 547, то есть более чем на 300, или на 20,5%. При этом основная доля новых залов — около 44% — пришлась на федеральные сети. Число экранов росло примерно на 20% ежегодно последние пять лет. «Однако самый высокий рост показал прошлый год: тогда были реализованы все проекты, которые начинались в 2006 году, когда для инвесторов рынок кинопоказа казался особенно привлекательным»,— поясняет гендиректор компании «Невафильм» Олег Березин. В 2007-м в России стало больше на 238 экранов, в 2006-м — на 251, а в 2005-м — на 258. Прошлый год показал и высокий рост цифрового кинопоказа: было зарегистрировано 73 цифровых кинотеатра против 23 в 2007 году, или 91 цифровой экран против 31 годом ранее.
Однако уже в этом году рост числа новых экранов должен замедлиться: по данным компании «Невафильм», в 2009–2010 годах ежегодно будет открываться только 150 залов. «Основной рост обеспечивали экспансия в регионы федеральных сетей и открытие новых киноплексов в торговых центрах. Сейчас многие стройки заморожены»,— поясняет господин Березин. «Думаю, если рынок вырастет хотя бы на 100 экранов в этом году, это будет удачей,— говорит владелец компании “Россинемаинвест” Эдуард Пичугин.— Сейчас завершаются только те проекты строительства торгцентров, которые начались в 2007–2008 годах. Проекты на 2010–2011 годы, на которые рассчитывали кинотеатры, практически все заморожены». По словам гендиректора сети «Синема парк» Сергея Китина, сейчас на рынке заморожены два из пяти новых кинотеатральных проектов. «Высокие ставки кредитов не позволяют девелоперам реализовывать новые проекты»,— поясняет он. По оценкам гендиректора сети «Формула кино» Андрея Терешка, заморожено до 90% девелоперских проектов, включающих кинотеатры.
Новые залы открывались на волне роста популярности кинопоказа (кинотеатры традиционно получают около 50% кассовых сборов картины): российский бокс-офис в 2007 году вырос на 37%, составив $548 млн, а в прошлом году — уже более чем на 40%, достигнув $831 млн. Основным фактором роста бокс-офиса было увеличение цены билета (в прошлом году составляла в среднем $5,7) и посещаемости кинотеатров. По мнению господина Китина, цена билета вряд ли будет расти в этом году: «Во-первых, снизилась покупательская способность населения, во-вторых, сейчас в регионах мы наблюдаем демпинг, когда кинотеатры предлагают акции, например три-четыре сеанса по цене одного».
Посещаемость в некоторых городах, по его оценкам, тоже упала. «По ряду городов мы отслеживаем падение на 10%, а это довольно существенно»,— говорит он. По данным журнала «Кинобизнес сегодня», за первые три месяца прокатного года (декабрь—февраль) посещаемость российских кинотеатров упала на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Ольга Гончарова, КоммерсантЪ
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.